f t *
е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
Ъ
и б л е й с к н е
с ю
ф
е т ы
в р у с с к о й
к у л
ь т у р
е
^
I e m
j? o 6 c k o 4
э п о х и
(Библейские герои на государевой службе)
А. С. За&жоцкая
В
России
первой
четверги
XVIII века возникла особая ситуа-
ция, когда назрели и требовали ско-
рейшей реализации реформы в раз-
личных сферах экономической и
общественно-политической жизни.
Собственно, необходимость ре-
форм была осознана еще в конце
XVII века. Но должен был появить-
ся человек такого мощного и ясно-
го ума. такой колоссальной энергии
и такой одержимости, как Петр I,
чтобы придать темп и ускорение
реформам и осущ ествить их. На
службу Петру Великому, а значит,
и на службу государству (Петр мог
бы повторить вслед за Л ю дови-
ком XIV: «Государство
это я*),
было поставлено все - не только
армия и чиновники, но и искусст-
во, и культура, которым отводилась
весьма важная роль в пропаганде
Петровских реформ.
В петровской культуре возник
особый пласт - литературы, отчас-
ти изобразительного и пластичес-
кого искусств, в котором интенсив-
но использовались библейские
сюжеты и библейские образы.
Представляется интересным и по-
учительным проследить, как биб-
лейские герои оказались в самой
гуще бурных событий русской дей-
ствительности 300-летней давнос-
ти и какую важную роль они сыг-
рали в становлении сильного абсо-
лютистского государства.
Особое место среди библейс-
ких
образов
в
России
занял
Самсон. Благодаря замечательно-
му
итальянском у
скульптору
К. Б. Растрелли, создавшему пре-
красный пластический образ бога-
тыря, Самсон перешагнул рамки
Петровской эпохи и дожил до на-
ших дней. Н о в большинстве сво-
ем библейские герои остались
лишь на страницах петровских па-
негирических текстов.
Р О С С И Й С К И Й С А М С О Н
В 38 километрах от Санкт-Пе-
тербурга. на ю жном побережье
Ф инского залива, расположен Пе-
тергоф - один из самых знамени-
тых в Европе дворцово-парковых
ансамблей. Это уникальное соче-
тание архитектуры, скульптуры,
великолепных фонтанов и водя-
ных каскадов. По словам Алексан-
дра Бенуа, в этом ансамбле «фон-
таны не придаток, а главное», в от-
личие, например, от Версаля, где
«фонтаны - изящное украшение,
без которого можно обойтись».
Центральное место в ансамбле
занимает Большой дворец, состав-
ляющий единое целое с Большим
каскадом, который в X V III веке
называли «Большой грог с каска-
дами». Грот врезан в земляной
холм, на вершине которого постро-
ен дворец. По обеим сторонам ф о -
та расположены каскады шириной
8 метров с семью ступенями, укра-
шенные барельефами, золочеными
статуями и вазами. Вода, стекаю-
щая по ступеням каскада, собира-
ется в большой полукруглый ковш.
В центре водяного ковша на 3-мет-
ровом гранитном постаменте в
виде скалы установлен фонтан -
знаменитая скульптурная группа
«Самсон,
разрываю щ ий
пасть
льву». Из пасти зверя бьет мощная
водяная струя высотой 21 метр -
самая высокая в Петергофе. Из
водяного ковша вода поступает в
канал, впадающий в Ф инский за-
лив. Канал также назван Самсо-
новским.
П очему именно библейский
герой Самсон, запечатленный в
бронзе, оказался в центре этой рос-
кош ной летней резиденции рус-
ских царей?
По замыслу Петра I Петергоф-
ский ансамбль был посвящен по-
беде русских над шведами в Пол-
тавской битве, которая переломи-
ла ход Северной войны и обеспе-
чила России выход в Балтийское
море. Идея же «привязки» к Пол-
тавской победе «солнечного бога-
тыря» Самсона, последнего из су-
дей Израиля, призванного Все-
вышним начать борьбу за освобож-
дение иудеев от ф илистим лян,
принадлежала префекту Киево-
Могилянской академии Феофану
Прокоповичу.
О лин
из образованнейш их
людей своего времени, Ф . Проко-
пович был горячим защ итником
просвещения и восторженным сто-
ронником Петра Великого. В сво-
их панегириках - торжественных
«Словах»-проповедях - он про-
славлял победы Петра, сравнивая
царя с великими историческими
деятелями прошлого, а также с ан-
тичными и библейскими героями.
Огромное впечатление на Петра и
его современников произвел «Па-
негирик, или Слово похвальное о
иреславной над войсками свейски-
ми победе», произнесенный Ф ео-
фаном Прокоповичем в киевском
Софийском соборе в присутствии
царя через месяц после Полтавской
битвы, произош едш ей 27 нюня
1709 года. В нем Феофан, впервые
сравнив Петра с Самсоном, пред-
ложил напрямую связать библей-
ского героя с днем Полтавской
битвы: «Растерзал еси. аки второй
Самсон (не без смотрения же. мню,
божия и в день сей Самсонов слу-
чися победа твоя) растерзал еси
мужественне лва свейскаго»'.
Прокопович допустил подста-
новку: 27 нюня - день Святого
Сампсона Странноприимца, ниче-
го общего с библейским Самсоном
не имеющего. Но прием этот - под-
мена христианского святого биб-
лейским героем с тем же именем
nj v
5 0
История Пстсрбуїии. № я (33)/2004
предыдущая страница 56 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст