^ Н е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
Скульптурная группа «Самсон».
К. Б. Растрелли. 1735 г.: М. И. Козловский. А. Н. Воронихин. 1802 г.;
В. Л. Симонов. Н. В. Михайлов. 1947 г.
был так эффектен, что Ф . Проко-
пович пошел на эту подмену, а Петр
п все последующие панегиристы с
восторгом ее приняли. Петр гут же
приказал отпечатать «Слово* на
русском, польском п латинском
языках.
Интересно, что из многих под-
вигов библейского богатыря Сам-
сона, наделенного сверхчеловечес-
кой храбростью и необычайной
ф изической силой, Ф еофан ото-
брал только один
схватку со
львом. Собственно, подвигом это
назвать трудно, скорее, приключе-
нием, случившимся с Самсоном на
повороте дороги, когда он мчался
на встречу с невестой-филистим-
лянкой, жившей в Ф имнаф е2.
Согласно библейскому тексту
на Самсона неожиданно напал лев,
но богатырь еще в воздухе поймал
разъяренного хищ ника, разорвал
его голыми руками, а труп отбро-
сил в кусты. Через некоторое вре-
мя Самсон, ежедневно ходивший
по этой дороге к невесте, решил по-
смотреть, что случилось с растер-
занным львом. В трупе он увидел
рой пчел, успевш их запасти мед.
ІІгпіпінпі 11
к.1/1
з ( 3 3 ) /2 0 0 6
Самсон выломал соты, принес их
домой и угостил родителей. Позже
Самсон загадал на своей свадьбе
загадку филистимлянам: что это -
«из идущего вышло ядомое, и из
сильного вышло сладкое*?3
Ф . Прокопович очень эффект-
но ввел этот сюжет в свое «Слово»,
наградив Петра силой и храбростью
Самсона, а саму загадку наполнил
конкретным содержанием: «На тебе
Самсоново гадание исполняется», -
сказал Феофан, обращаясь к Петру,
и в последующем тексте разъяснил,
что он имел в виду.
Подобно тому, как Самсон из-
влек мед из трупа мертвого льва,
так и Петр («второй С ам сон*),
одолев Карла («льва свейского»),
извлек, освободил отъяты е им
«отеческие* земли и «многих на-
родов
имения».
Победа
над
«страшным и непобедимым* преж-
де «супостатом* - это «сладчайшая
есть торжественная радость*, вы-
шедшая из «крепкого*, - вдохно-
венно и восторженно повествовал
Феофан в своей проповеди4.
С легкой руки Феофана Про-
коповича образ библейского героя
Самсона, растерзавшего льва, проч-
но вошел в петровскую культуру -
в литературно-публицистические
тексты, гравюру, скульптуру, архи-
тектуру. При этом образ Самсона в
восприятии современников Петра
был напрямую связан с самим Пет-
ром н его победой под Полтавой, а
лев (фигура льва была частью гер-
ба Ш веции) был устойчивым сим-
волом поверженного Карла XII или
разгромленной Ш вецни.
В том же 1709 году была испол-
нена И. Ф . Зубовым и М . Д. Карнов-
ским гравюра-конклюзия, посвя-
щенная Полтавской победе. Конк-
люзиями называли гравированные
таблицы, в которых совмещались
изображение и слово, символико-
метаф орические ком позиц ии
11
тексты. Ими пользовались в духов-
ных семинариях Западной Украи-
ны. Эти гравированные таблицы
были своего рода тезисами, про-
граммами религиозных диспутов и
семинаров. К диспуту Ф еоф ила
Кролика н Василия Гоголева, вид-
ных церковных деятелей Петровс-
кой эпохи, и была создана конклю-
зия в память о славной победе рус-
ских над шведами. В ней видное
место занимала композиция «Сам-
сон, раздирающий пасть льву*.
предыдущая страница 57 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст