е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
Н о в библейском тексте ука-
зание на то, что Самсон раздирает
пасть льву, отсутствует. В Книге
Судей говорится следующее: «И
сошел на него [Самсона) дух Гос-
подень, и он растерзал льва, как
терзают козленка, а не было ниче-
го в руке его*5. Слово «пасть» не
упоминается. Так что авторы гра-
вюры создают свой вариант этого
сюжета. И м же позже воспользо-
вался и скульптор К. Б. Растрелли.
Упоминание о подвиге Самсо-
на встречается также в проекте
Триумфального столпа. В начале
X V III века в течение многих лет
шла подготовка к созданию этого
грандиозного монумента, на кото-
ром должны были быть запечатле-
ны все важнейшие события Север-
ной войны. Памятник, подобный
«Траянову столпу», как требовал
царственный заказчик, предполага-
лось установить на центральной
площади Петербурга, которая пла-
нировалась на Васильевском ост-
рове. Проект этот - площадь с мо-
нументом - не был осуществлен. Но
сохранился и до нас дошел ун и -
кальный комплекс ф рагментов
этого памятника - бронзовых и
медных рельефов, изготовленных
К. Б. Растрелли и А. К. Нартовым
в царской токарне. Через 200 лет, в
1938 году, из этих фрагментов была
составлена модель Триумфально-
го столпа, находящаяся сейчас в
одном из залов Эрмитажа. Рель-
еф, на котором на фоне Полтавы
изображена русская конница во
главе с Петром, мчащаяся навстре-
чу вражеским полкам, имеет над-
пись-транспарант: «Россиски Сам-
псон шведскаго при Полтаве лва
растерза. 1709*.
Но если петровские панегири-
ки, конклю зии, Триумф альны й
столп сейчас известны в значи-
тельной степени лиш ь специалис-
там по истории русской культуры
первой четверти X V III века, то пе-
тергоф ская
ф онтанная
статуя
«Самсон,
раздираю щ ий
пасть
льву* получила известность в ев-
ропейском, и более того, в миро-
вом масштабе. Правда, поставлена
она была не в Петровскую эпоху, а
позже, во времена Анны Иоаннов-
ны, в 1735 году, в 25-летнюю годов-
щину Полтавской победы. Но сама
идея, не только скульптурной груп-
пы, но и всего петергофского ан-
самбля, принадлежала Петру I. В
архивах хранятся эскизны е на-
броски, чертежи Петра, ставшие
основой для строительства двор-
цов и возведения парков с фонта-
нами, создававш имися крупней-
шими русскими и иностранными
архитекторами с 1714 года.
Модель для группы «Самсон*
исполнил скульптор К. Б. Растрел-
ли. По ней в 1735 году была отлита
свинцовая статуя. К концу X V III
века она пришла в полную ветхость,
и в 1801 году скульптор М . Коз-
ловский и архитектор А. Ворони-
хин создали новую бронзовую ста-
тую с постаментом, которую уста-
новили в 1802 году. Они повтори-
ли скульптуру Растрелли.
Во время
Второй мировой
войны петергоф ский «Самсон*
был похищен немцами. Скульпто-
ры В. Л. Симонов и Н. В. М ихай-
лов на основе довоенных докумен-
тов и фотографий ее восстанови-
ли. В 1947 году статую отлили на
ленинградском заводе «Монумент-
скульптура*. после чего осенью
того же года провезли по улицам
города, доставили в Петродворец
и установили на прежнем месте6.
Триумф «Самсона* продолжается
и ныне. Сейчас это одна из самых
любимых фонтанных статуй.
Несколько лет назад в Петер-
гофе был утверж ден праздник
«День Самсона», посвящ енны й
ф онтанной статуе - жемчужине
«русской Версалии». Праздник за-
думан как яркое, шумное, театра-
лизованное зрелище, в течение ко-
торого происходит костюмирован-
ное путеш ествие легендарного
Самсона в далеком прошлом - от
библейских до петровских времен.
П роводится он в последнее
воскресенье лета и имеет насколь-
ко уровней и смыслов. Хотя ны-
неш ний петергофский праздник
Самсона не совпадает ни с одной
исторической датой, но он стал
символом военных побед России
- в войне со шведами начала X V III
века и в войне с фашистами сере-
дины X X века. Возрождение па-
мятника в 1947 году, которое те-
перь осознается как знак победы
России в Великой Отечественной
войне, стало одной из главных тем
этого праздника.
Еще один важный мотив праз-
дника - прощание с летом. В 2003
году
главны ми
гостями
были
объявлены дети, а «День Самсона*
отмечался как «прощальное эхо
летних каникул».
Любопытные события проис-
ходят в Петергофе. Библейский
герой Самсон стал главным персо-
нажем в процессе возрождения
старинной - петровской - празд-
ничной традиции С анкт-П етер-
бурга, в создании новой традиции
- торжество но случаю победы в
Великой Отечественной войне, а
также в воссоздании дохристиан-
ской, языческой традиции - про-
щание с летом.
Но петергофский Самсон не
вполне соответствует библейско-
му тексту - у него отсутствую т
длинные волосы, являющиеся не-
пременным атрибутом назорея
человека с повышенной степенью
святости, каким был Самсон. Да и
сама ф игура растреллиевского
Самсона похожа более всего на ан-
тичного героя Геракла, который
тоже одолел льва голыми руками.
Вероятно, это и послужило причи-
ной ош ибки, которую допустил
А. М. Ш атунов, автор солидного
труда «Так строился Петербург*,
написавший в сноске: «Самсон
древнегреческий мифический ге-
рой,
которому
приписы валась
сверхъестественная физическая
сила и отвага. В сказаниях о Сам-
соне сообщалось о его подвигах, в
частности - об убийстве льва го-
лыми руками*7. По воле А. М . Пла-
тунова Самсон перекочевал в древ-
негреческую мифологию. О пять
подмена, но уже не сознательная,
как это было в петровскую пору,
когда Прокопович соединил хрис-
тианского святого с иудейским ге-
роем, а неосознанная. Поистине
«вавилонское столпотворение* -
так охарактеризовал петровскую
культуру крупнейш ий ее знаток
Ю рий Михайлович Лотман. Но то
же причудливое смешение мы по-
рой наблюдаем и в современном ее
толковании.
Н с следует винить замечатель-
ного мастера К. Б. Растрелли за
несоответствие образа библейско-
му тексту'. Итальянский скульптор,
посвятивш ий свой талант Петру
Великому, глубоко проникся его
идеями и величием его дел. Он
предельно точно воплотил в обра-
зе библейского богатыря дух эпо-
хи, в пластическом образе он запе-
чатлел тот накал страстей, то ко-
лоссальное напряжение и сверхче-
.) <
Иатцшн Петербурга.
.\» 5
(.13)/2006
предыдущая страница 58 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст