^ ^ ^ / е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
ловеческую энергию, которые ста-
новятся единственным и необхо-
димым условием для выживания
нации в критические моменты ис-
тории. П отому растреллиевский
герой остался «в веках*.
И З Р А И Л Ь С К И Е П Р О Р О К И
И Ц А Р И , С У Д Ь И И
В О И Н Ы ,
Р О Д О Н А Ч А Л Ь Н И К И
К О Л Е Н И С В Я Щ Е Н Н И К И
В П А Н Е Г И Р И К А Х
П Е Т Р О В С К О Й Э П О Х И
Более 20 библейских персона-
жей насчиты вается в текстах,
опубликованных в сборнике «Па-
негирическая литература Петров-
ского времени*®. Авраам и Исаак,
И о си ф и Венеам ин, М о и сей и
И и сус Навин, Саул и Ионаф ан,
Д авид
и
С о л о м о н ,
Дебора
и
Ю диф ь и многие другие кочую т
но страницам торжественных ре-
чений, панегириков, «слов», зву-
чавших в церквах М осквы и П е-
тербурга но случаю побед русско-
го оружия в сухопутны х и морс-
ких сражениях. Встречаются биб-
лей ски е имена и в оп и сан и ях
«Торжественных врат*
их уста-
навливали в обеих столицах для
встречи победителей после каж -
дого сражения. А поскольку смысл
изображенных на них аллегорий
был мало понятен простому люду,
то писали и издавали специальные
кн и ж и цы - оп и сан и я «врат» с
подробными разъяснениями.
Чем вызван такой повы ш ен-
ный и постоянный интерес к биб-
лейским героям и сюжетам авто-
ров петровских панегириков? Что
гак привлекало Петра I и его апо-
логетов в героях и событиях ран-
ней еврейской истории? Какие
соответствия и ассоциации возни-
кали в умах современников Петра,
русских людей начала X V III века?
И почему эти сюжеты и персона-
жи исчезли (или почти исчезли)
во все последующие периоды рус-
ской культуры? Чтобы попытать-
ся ответить на эти вопросы, обра-
тим ся к текстам панегириков.
Само это слово греческого проис-
хождения. В V веке до н. э. в ан-
тичной Греции возник обычай про-
износить во в|К‘мя народных праз-
днеств «всенародную речь*, или
«восхваление*, в честь героев, бой-
цов, павших в борьбе с врагом. В
Медный змий.
А. Шхонебек. Офорт.
Вверху на ленте:
«Имже уязви тем и исцели».
Справа изображен Моисей,
жезлом указывающий
на Медного змея.
Один из трех транспарантов
фейерверка 1 января 1705 г. в
Москве в честь побед 1704 г.
(взятие Дерпта, Нарвы,
сражение на реке Амовже)
поздней античности появились
«похвалы* императорам.
На Руси панегирики звучали
на протяжении всего средневеко-
вья и дожили до первой четверти
X V III века, когда они стали мощ-
ным средством пропаганды деяний
Петра Великого, его реформ и его
военных побед, а также прославле-
ния личности императора и преоб-
раженной нм России. Эта литера-
тура состояла на службе у государ-
ства. Государство ее заказывало,
оплачивало и распространяло за
свой счет.
Для достижения своих целей
- восхваления героя и славословия
ему - авторы текстов широко ис-
пользовали различные культурные
традиции: ж итийную литературу,
античную мифологию, библейские
тексты и образы. Н о если русский
читатель начала X V III века с тру-
дом воспринимал античные алле-
гории - они впервые стати актив-
но внедряться в русскую культуру
и требовали специального объяс-
нения, то Библия была для него
самым авторитетным источником,
а библейские герои и библейские
параллели были привычны и по-
нятны.
Особой популярностью у пет-
ровских публицистов пользовался
образ Давида. Чаще всего описы-
вался его подвиг в борьбе с Голиа-
фом, при этом Петра называю т
«второй» или «новый Давид*, а
Карла X II
«гордый Голиаф».
Петр, говорится в одном из тек-
стов, «изыде против супостата пре-
гордого, аки Давид на Голиафа»9.
Петру настолько пришлось но вку-
су сопоставление его с Давидом,
что он повелел Феофилакту Лола-
тинекому, автору текста панегири-
ческой служ бы на празднование
победы под Полтавой, изменить
текст, где шла речь о войне со Ш ве-
цией как о войне за веру: «Тогда
шла речь не о вере, а о мере - писал
Петр. - А кажется прилично вмес-
то сего взять слова Голиафа гордые
к Давиду, а от Давида упователь-
ные на Бога*10.
Если Карл X II уподоблялся
Голиафу, то предатель Мазепа -
Авессалому. В одном из эпизодов
пьесы, которая разыгрывалась в
1710 году в М оскве театром Сла-
вяно-греко-латннской академии в
честь Полтавской победы в при-
сутствии царя, рассказывалось о
том, как сын Давида Авессалом го-
товит заговор против отца. Воз-
буждаемый «Гордостью* и «Тщес-
лавием*. Авессалом задумал стать
царем Израиля. Он отпросился у
отца в Хеврон для молитвы и по-
явился там на хромом льве. Н о
орел российский «купно с божией
помощ ью » одержал победу над
львом".
В другом тексте - проповеди,
произнесенной обер-иеромонахом
русского ф лота Гавриилом Бу-
ж инским в 17-ю годовщ ину взя-
тия Ш лиссельбурга (в 1719 году),
рассказывается о том, что шведс-
кая креп ость-зам ок Ш л и ссел ь-
бург (прежде русский «Орешек*)
считалась неприступной, но рос-
сийском у «дому Давидову* был
дан ключ, и ключарь - «благочес-
тивейш ий монарх* Петр I, кото-
рый отвоевал в 1702 году Ш ли с-
сельбург («ключ-город»), «открыл
замок*. «Ключ сей положил осно-
вание царствую щ его С а н к т-П е -
тербурга*. - продолжал Г. Бужин-
ский. Под «домом Давидова* ав-
тор имел в виду не «каменные сте-
ны жилища», но «собрание правед-
Пспицшн IIущербур*а.
.V*
5 (33)/2Ш)Н
предыдущая страница 59 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст