О собое место в той и стори-
ческой ситуации занимала л и ч -
ность царя-реформатора. Задача
идеологов состояла в том, чтобы
доказать, что только ему обязана
Россия свои м и успехам и, что
только благодаря его уси л и ям
Россия поднялась на такую высо-
ту. Утверж дая и распространяя
культ личности Петра, они крас-
норечиво и талантливо доказыва-
ли, что Петр, подобно М оисею ,
давш ему своему народу законы,
постановил «уставы ясные» - к
«безопасности миролюбивых» и к
«обличению свирепых». Подобно
Соломону, Петр «приял от Госпо-
да смысл и мудрость много зело»,
о чем свидетельствовали «заведе-
ния различные», «прежде неслы-
ханные.
.. учения, хитрости и мас-
терства»17.
Порой, правда, удивляет нео-
жиданный поворот мысли авторов
русских текстов. Один из них, рас-
сказывая о посещении Авраама ан-
гелами, говорит о том, что Авраам
удостоился того, чтобы ум ы ть
«нози аггелов», а Петр, защитник.
^ ^ /еизвестное об известном
просветитель России и ее «просла-
витель», «ног своих многотрудных
умовсния от нас не требуеши»18.
Любое действие Петра - путе-
шествие за границу, борьба с вра-
гами, внеш ними и внутренними,
подавление сыновнего бунта, рас-
пространение просвещения - нахо-
дило в панегириках свои паралле-
ли в библейских сюжетах и обра-
зах, которые использовались для
прославления
всех
начинаний
царя. М ож но сказать, что библей-
ские герои чуть ли не состояли на
государственной службе у Петра и
исправно ее несли.
И подобно тому, как в текстах
Священного писания Бог осеняет
своим присутствием, поддержива-
ет, наставляет, спасает «иераели-
тов», так и в текстах панегириков
Бог - «строитель и помощник», он
«обратил зеницы своп* на держа-
ву Российскую , государство рос-
сийское - Богом «соблюдаемое и
защищаемое».
П одданны м Петра Великого
внушалась мысль о том, что все, что
по воле монарха и по его разуме-
нию свершалось в России, сверша-
лось но воле Всевышнего, осеня-
лось Божественным присутствием.
В первой четверти X V III века
в России интенсивно и успешно
создавалось мощное тоталитарное
государство во главе с абсолю т-
ным монархом, получившим пос-
ле заключения мира со шведами
новый титул: отец Отечества, им-
ператор Всероссийский, Петр Ве-
ликий. Эта новая для России ти-
тулатура, преподнесенная Петру в
1721 году Сенатом и С инодом ,
свидетельствовала о том, что культ
личности монарха к тому време-
ни был утвержден окончательно.
«На что в России ни взгляни, все
его
началом
имеем,
и
чтобы
впредь ни делалось, от сего источ-
ника черпать будут», - писал со-
временник Петра. Источник этот
казался неисчерпаемым, пока не
грянули грозные события начала
X X столетия. Ч то касается биб-
л ей ски х сю ж етов и образов, то
они почти исчезаю т из русской
культуры, исполнив свое предназ-
начение. ■
1
Прокопович
Ф.
Матч
принос,
или Слово похвалное о
преславної) над
войсками свейскими победе.
.. / / Панегирическая
литература Петровского в|к-.мени / Сост. Гребенюк В. П. М., 1979. С. 197.
2
У
нас нет никаких свидетельств о том, что для Петра любовь Самсона к чужестранке, женщине из враждебного племени,
представляла дополнительный интерес. Но и совсем исключать этот мотив не стоит, если вспомнить, что женой Петра стала
пленница Марта Скавронская - то ли шведка, то ли латышская немка.
3 Книга Сулей. Гл. 14.
4 См. примеч. 1.
5 Книга Судей. Гл. 14. Стих 6.
11
Свидетели того, как по Невскому проспекту катили огромную платформу с золоченым бронзовым Самсоном, вспоминают
это событие как грандиозное незабываемое зрелище.
7
Платунов А. М. Так строился Петербург. СПб., 1997. С. 340.
* Панегирическая литература Петровского времени.
..
9 Там же. С. 60. 68, 90, 98. 151.
10 Там же. С. 27.
" Там же. С. 66.
12 Там же. С. 92.
13 Псалтирь. Псалом 121.
14 Бужннский Г. Слово благодарственное о победе, полученной под Полтавою / / Панегирическая литература Петровского
времени. С. 245.
15 Панегирическая литература Петровского времени. С. 127.
16 По-видимому, апологеты XX в. хорошо знали петровские панегирики, позаимствовав у них и стиль, и лексику.
17 Прокопович
Ф.
Слово на погребение Петра / / Панегирическая литература Петровского времени. С. 280.
Лонатинскнй Ф. Слово о благодарственном мире / / Панегирическая литература Петровского времени. С. 264.
ІІспю/шя ІІетгіміурга.
.\? .5
(33)/2Ч0И
предыдущая страница 61 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст