6 5 - л е т и ю н а ч а л а б л о к а д ы Л е н и н г р а д а
Ш ляссельбургская крепость
(Ореш ек), расположенная на ма-
леньком островке в истоке Невы
из Ладожского озера, была постро-
ена новгородцами в 1323 году.
Ф орпост Великого Новгорода на
границе со Швецией, она стояла на
страже рубежей Русского государ-
ства. В X V II веке крепость 90 лет
под названием Нотебург (О рехо-
вый город) находилась под влас-
тью Швеции. После освобождения
войсками Петра 1 в 1702 году в
ходе Северной войны крепость,
названная Ш лиссельбургом, 200
лет была политической тюрьмой.
После О ктябрьской револю-
ции 1917 года она была взята под
государственную охрану как ис-
торический и архитектурный па-
м ятни к. В 1928 году в ней о т -
крылся музей. Сотни экскурсан-
тов стр ем и л и сь посетить кре-
пость, прикоснуться к ее истории,
в которой отразилась история
России. Казалось, военная слава
Орешка осталась в прошлом. Но
в годы Великой Отечественной
войны он вновь стал преградой на
пути врага.
8
сентября 1941 года немецкие
войска завершили окружение Ле-
нинграда, захватив Шлиссельбург,
и, выйдя к ю ж ному побережью
Ладожского озера, перерезали все
сухопутные коммуникации. Связь
Ленинграда со страной могла под-
держиваться только водным путем
и по воздуху. Из-за ограниченных
возможностей транспортной авиа-
ции объем воздуш ных перевозок
был невелик. Доставка грузов в
Ленинград осуществлялась на су-
дах Ладожской военной флотилии
и Северо-Западного речного паро-
ходства и продолжалась до 29 но-
ября 1941 года. В середине ноября
на Ладожском озере появился лед.
По решению Военного совета Ле-
нинградского фронта, чтобы не
прерывать доставку грузов в Л е-
нинград в зим них условиях, по
льду Ладожского озера была про-
ложена автомобильная дорога че-
рез Ш лиссельбургскую губу от по-
селков Осиновец и Кокорево к ос-
тровам Зеленцы, где она разветв-
лялась на Кабону и Лаврово.
Ледовая трасса длиной около
3 0 -3 5 километров проходила в
15
километрах от крепости Орешек.
Движение но ней начатось 22 нояб-
ря 1941 года и продолжалось до
24 апреля 1942 года. Дорога находи-
лась под непрерывными обстрелами
немецкой артиллерии и бомбарди-
ровками авиации. Ледовая дорога
действовала и следующей зимой: с
24 декабря 1942 года по 30 марта
1943 года. Она сыграла огромную
роль в судьбе осажденного города.
Путь через Ладожское озеро был
назван «Дорогой жизни». По ней
было эвакуировано из Ленинграда
около одного миллиона человек.
Крепость Орешек оказалась на
передней линии Ленинградского
фронта. По приказу командующе-
го 1-й дивизией войск Н К В Д пол-
ковника С. И. Донскова в ночь на
9 сентября группа разведчиков под
огнем противника на ш лю пках
преодолела невскую протоку ш и-
риной около 400 метров и заняла
крепость. Так началась героичес-
кая оборона Орешка, продолжав-
шаяся 498 дней, до 18 января 1943
года, когда была прорвана блока-
да Л енинграда
и
освобож ден
Ш лиссельбург.
7 1
Игпт/шя Птпчиищ/и.
Л?
5 (33)/2006
предыдущая страница 72 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 74 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст