6 5 - л е т и ю н а ч а л а б л о к а д ы Л е н и н г р а д а
ра, высота от горизонта воды до
рельсов - 8,21 метра. Поезда но
освобожденной территории шли
только ночью - враг был близко,
и огонь велся постоянно. В ночь
проходило сначала по 24 состава,
затем их число увеличилось до 32.
Они шли один за одним на рассто-
янии видимости хвостового сигна-
ла. Н о 25 марта два пролета моста
были разрушены вражеской артил-
лерией, на несколько дней движе-
ние по новому м осту оказалось
прерванным. Взорванные пролеты
были восстановлены. И. Г. Зубков
предлож ил сохранить «времен-
ный* ннзководный мост, рассчи-
танный для эксплуатации только в
зимнее время, в качестве резерв-
ной переправы и летом. Член Во-
енного совета фронта Н. В. Соло-
вьев считал, что временный мост
не выдержит натиска ладожского
льда, который раздавит его, как
«спичечную коробку*. И. Г. Зубков
стоял на своем, его поддержал ко-
мандующ ий фронтом Л. А. Гово-
ров. Д о начала ледохода исток
Н евы и ближ айш ая к крепости
Орешек часть Ладоги были очище-
ны ото льда взрывами артиллерий-
ских снарядов. Когда начался ле-
доход, большие ледяные поля, дви-
гавшиеся из Ладожского озера, у
крепости подрывались саперами, а
мелкие льдины проталкивались в
пролеты моста стоявшими на на-
стиле командами. «Взорванны й
подрывниками лед наседай свире-
по, образуя завалы в коротких и
низких пролетах, - вспоминал на-
чальник инж енерны х войск Л е-
нинградского фронта Б. В. Бычев-
ский. - Перемешались все звуки:
грохот от враж еских снарядов с
грохотом от собственных пары нов
льда, треск и угрожающее гудение
моста, злое, соленое чертыхание
людей, резкие команды то на мос-
ту, то подрывникам, прыгающим с
льдины на льди н у с зарядами
взрывчатки в руках.
Трое суток мост-дуга дрожал и
стонал. Казалось иной раз, вот-вот
лопнет гигантская струна, и тогда
понесется вся махина на высоко-
водный мост. Сотни людей с баг-
рами и взрывчаткой стояли там,
готовые отразить натиск. К концу
третьих суток, когда уже все шата-
лись от напряжения и усталости,
кризис миновал*9.
Ледоход длился с 29 марта но 8
апреля, в те дни круглосуточно ра-
ботали полторы тысячи человек, в
том числе до двухсот подрывников.
Благодаря героическому труду ты-
сяч людей мосты удалось спасти.
Для переправы автотранспор-
та недалеко от крепости между бе-
регами Невы было налажено паро-
мное сообщение. 9 апреля начал
действовать понтонный мост, пост-
роенный в 700 метрах от крепости
Орешек.
Строительство железнодорож-
ной и шоссейной (Кобона-Ш лис-
сельбург, протяженностью 46 км)
магистралей явилось выдающейся
победой в битве за Ленинград.
Героическим
защ итникам
Ш лнссельбургской крепости по-
священ мемориальный комплекс,
открытый здесь 9 мая 1985 года в
40-летшою годовщину Победы со-
ветского народа в Великой Отече-
ственной войне.
Экскурсанты, входящие в кре-
пость, сразу видят в центре крепо-
стного двора руины Иоанновского
собора, сохраненные как реликвия
незабываемых героических дней. К
ним с западной стороны ведут три
поднимаю щ иеся уступам и пло-
щ адки. Н а боковы х поребриках
площадок установлены невысокие
плиты , на которы х обозначены
даты героической эпопеи: «1941*,
«1942*, «1943». На площадках -
два
76-м нллим етровы х
и
два
45-м иллим етровы х орудия. Э то
образцы артиллерийских орудий,
находившихся в распоряжении за-
щитников крепости.
На верхней площадке музейно-
го комплекса огромный бронзовый
шар с барельефами. В них запечат-
лены различные эпизоды из жиз-
ни и борьбы героического гарни-
зона. Рядом братская могила вои-
нов, погибших в крепости.
В центре мемориала - трехфи-
гурная скульптурная композиция
«Клятва*. Ф игуры солдата, матро-
са и командира, стоящих плечом к
плечу, олицетворяют монолитное
единство защитников крепости. В
оконных проемах собора помеще-
ны
скул ьп турн ы е ком позиции
«Оружие Победы*, выполненные
из реликвийного оружия Великой
Отечественной войны. На стенах
собора установлены латунные дос-
ки, надписи на которых рассказы-
вают об обороне крепости и ее зна-
чении в битве за Ленинград.
Авторы военного мемориала -
художник-архитектор И. Д. Били-
бин, скульптор заслуженный ху-
дожник Р С Ф С Р Г. Д. Ястребенец-
кий, скульптор А. Г. Дема, худож-
ник А. В. Богданов.
Мемориальный комплекс стал
местом проведения торжественно-
го митинга, который по традиции
ежегодно устраивается в крепости
в День Победы. В этот день в кре-
пость приезжают ветераны - учас-
тники героической обороны, ж и-
тели Петербурга, Ш лиссельбурга и
других городов и поселков Ленин-
градской области.
Героическая эпопея защиты кре-
пости жива в народной памяти. ■
1
Непобежденным Орешек: Воспоминания защитника» крепости Орешек (1941-1943). Л., 1973. (Н. И. Чугунов, комендан
гарнизона с 11 сентября по 4 декабря 1941 г. С. 31.)
7 Цит. по ки.: Игнатьева Г. П. и др. Шлиссельбургская крепость: Очерк-путеводитель. Л., 1986. С. 91-92.
5
Непобежденный Орешек. С. 167.
* Там же. С. 79. В. Л. Марулнн. комиссар гарнизона крепости с 11
сентября 1941 г. по октябрь 1942 г.
5
Там же. С. 39.
* Цит. по кн.: Ковальчук В. М. Дорога Победы осажденного Ленинграда. Л„ 1984. С. 60.
7 В. М. Ковальчук в своей книге «Дорога Победы осажденного Ленинграда», ссылаясь на разные источники, пишет о времени
прибытия поезда на Финляндский вокзал: 12 час. 10 мин. и 10 час. 09 мни.
* После войны паровозы, открывшие прямое железнодорожное сообщение Ленинграда со страной, стали памятниками геро-
изму железнодорожников, самоотверженно трудившихся в годы войны. Паровоз Эу 708-64. приведший в Ленинград первый
поезд с Большой земли, установлен у перрона станции Волховстрой Паровоз Эм 721-83, который вел первый поезд из Ленинграда
на Большую землю, установлен на правом берегу Невы на станции Петрокрепостъ, откуда теперь совершает рейсы в Шлиссельбур-
гскую крепость небольшой теплоход.
* Цит. по кн.: Ковальчук В. М. Указ. соч. С. 78.
История Петербурга. М 5 (33)/200в
предыдущая страница 79 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст