65 -лети ю н а ч а л а б л о к а д ы Л е н и н гр а д а
тивнпк бомбил станцию М га
важ нейш ий
ж слезнодорож ньїіі
узел на Волховстроевском направ-
лении. «Под разрывами бомб нуж-
но было успеть организовать от-
правку раненых бойцов и железно-
дорожников. Нашелся паровоз, но
не оказалось бригады. Ни машини-
ста, ни помощника машиниста, ни
кочегара. Тогда в кабину паровоза
поднялся заместитель начальника
восстановительного поезда Чму-
тов. Он никогда раньше не водил
паровоз, но видел, как им управ-
ляли. В помощники к себе он взял
кондуктора, который только два
месяца работал на железной доро-
ге. “Будешь сигналистом, - сказал
ему Чмутов - В оба гляди!.
.” Не
зная профиля пути, на малой ско-
рости, под разрывами бомб вел
Чмутов, одни за троих,
последний
поезд на Ленинград».
Город лишился всех наземных
транспортных коммуникаций, на-
чалась 900-дневная оборона Л е-
нинграда. Воины и бойцы народно-
го ополчения - железнодорожни-
ки Ленинградского узла дрались и
работали самоотверженно. Более
14 000 заявлений подали они в
ряды народного ополчения.
В плане «Барбаросса* указыва-
лось: «Русские железные дороги и
пути сообщения, в зависимости от
назначения операции, должны пе-
ререзаться или вы водиться из
строя*.
Для восстановления разруше-
ний от вражеских бомбардировок
в июле 1941 года создавались спе-
циальные восстановительные под-
разделения. Действовало 13 вос-
становительны х и 19 пож арных
поездов, 21 поезд-летучка для ре-
монта пути, 15 поездов-летучек
связи и мостовой поезд.
Под руководством Е. В. Грина
и М . М. Боченкова были созданы
головные восстановительные отря-
ды: Г В О Т № 1 под руководством
П. А. Трубицнна (Тихвин - Вол-
ховстрой) и Г В О Т № 2 - под ру-
ководством Д. М . Реховского.
С 21 августа 1941 года желез-
нодорожники приступили к произ-
водству бронепоездов. Работники
локомотивного депо Ленннград-
Балтийского отделения выпусти-
ли бронепоезд «Балтиец*, Ленин-
град-Варшавского локомотивного
депо - бронепоезд «Н ародны й
мститель*, Ленннград-Финляндс-
кого депо - «За Родину* и Ленин-
град-Московского - «Стойкий*.
В сентябре 1941 года сформиро-
ваны
воєнно-восстановительные
службы - под руководством А. С. Ка-
панина. Осенью 1941 года на трех уз-
лах Октябрьской дороги были со-
зданы отряды М П ВО. И х числен-
ность была 1400 человек, в основ-
ном - женщины. Укреплялись сани-
тарные команды.
Блокада изменила работу О к-
тябрьской железной дороги. Штаб
северной части находился в Ленин-
граде, Ю жной части - в Бологое.
Работали пригородные поезда и
пассаж ирский поезд до станции
Ладожское озеро. Паровоз серии
«Ъ* был переставлен на трамвай-
ные рельсы и развозил муку.
Снабж ение Ленинграда осе-
нью осуществлялось по решению
ГК О от 30 августа 1941 года «О
транспортировке грузов из Ленин-
града по железнодорожно-водному
марш руту»: участок от станции
Волховстрой до станции Гостино-
полье по железной дороге, далее с
перегрузкой на баржи по реке Вол-
хов и Л ад ож ском у озеру, через
Новую Ладогу на Осиповен и да-
лее по железной дороге в Ленинг-
рад. К концу сентября на рейде
мыса Осиповен были построены
два причальных пирса и до стан-
ции Ладожское озеро был уложен
Паровоз ЭУ 708-64. доставивший 7 февраля 1943 г. в Ленинград
по Шлиссельбургской магистрали первый поезд с Большой земли.
Установлен на ст. Волховстрой
ІІгто/шя Ііетгіщ нш і. М 5 (Л.'І)/2001!
предыдущая страница 81 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст