65 -лети ю н а ч а л а б л о к а д ы Л е н и н гр а д а
узкоколейный путь. Для пропуска
мощных паровозов серии «Э* ук-
репили И р и н овскую липню , от
Западного берега Ладожского озе-
ра до станции Ленинград-Финлян-
дский. Руководство перевозками
возложили на Ладож скую воен-
ную флотилию. После 20 ноября
1941 года начала действовать во-
енно-автомобильная дорога по
льду Ладожского озера.
Железнодорожные предприя-
тия перешли на выпуск оборонной
продукции. Изготавливали снаря-
ды. в том числе для «Катюш». Не
было оборудования станков, опы-
та работы, но было большое жела-
ние сделать все для родного горо-
да, и наши «Кулибины» не подве-
ли. В октябре было изготовлено
1652 штуки снарядов, а в ноябре -
5769.
Подступали холода, перестали
действовать водопровод и канали-
зация, остановились турбины элек-
тростанций. Единственным видом
топлива етап торф, его грузили на
станции Рахья, Борисова Грива,
Кирпичный Завод и Дунай.
На 1 декабря 1941 года на же-
лезной дороге в рабочем состоя-
нии бы ло всего 57 паровозов.
10 938 человек железнодорожни-
ков болели, из них 2346 человек
умерли, 50% потеряли трудоспо-
собность.
9
декабря 1941 года войска под
командованием генерала К. А. М е-
рецкова освободили Тихвин, со-
здав условия для сообщения Вол-
ховстроя с тыловыми железнодо-
рожными линиями страны: Вол-
ховстрой - Тихвин - Череповец -
Вологда. Но все пути были разру-
шены противником, в том числе
мосты через реки Сясь и Дынная.
Государственный комитет оборо-
ны дал задание Н К П С в месячный
срок построить 40-километровую
железнодорожную линию от стан-
ции Войбокало до берега Ладожс-
кого озера и оборудовать для от-
правки и приемки грузов три при-
ладожскне станции - Кобона, Лав-
рово и Коса. 5 февраля 1942 года
заверш илась укладка главного
пути до первой прибрежной стан-
ции Лаврово. В тот же вечер туда
прибыл первый поезд с продоволь-
ствием для Ленинграда. 20 февра-
ля 1942 года поезда пошли до Ко-
боны, а 6 марта
до станции Коса.
Длина военно-автомобильной до-
роги сократилась с 350 км до 35 км.
Начиная с 11 февраля 1942 года
суточная норма выдачи хлеба была
увеличена до 500-700 г.
Прибытие на Финляндский вокзал
7 февраля 1943 г. первого поезда
с Большой земли
после прорыва блокады
С 23 января 1942 года возоб-
новилась массовая эвакуация на-
селения. По решению ГК О пред-
стояло эвакуировать из города
500 тыс. человек. Для этого было
сформировано 10 составов из пас-
сажирских пригородных вагонов.
Каждый состав принимался лич-
но начальником Октябрьской же-
лезной дороги Б. К. Саламбеко-
вым. С апреля 1942 года вновь на-
чался ремонт подвижного состава.
8 и 15 марта 1942 года железнодо-
рожники принимали участие в ге-
неральной уборке города. Для ра-
ботников Октябрьской железной
дороги были открыты 2 прачечные,
4 б а н и .6 парикмахерских, 16 са-
пожных и 12 портняжных мастер-
ских. 12 столовых. Летом органи-
зован сбор трав, ягод, подсобные
хозяйства.
Дорога жизни просуществова-
ла с 12 сентября 1941 года по
30 марта 1943 года. За это время
перевезено 1460 тыс. тонн грузов II
1092 тыс. человек.
Умело организовывали работу
на станции Ладожское озеро началь-
ник К. Г. Филимонов и заместитель
начальника станции В. В. Чубаров,
ставший впоследствии начальни-
ком Октябрьской железной доро-
га, а в 1978 году открывший Цент-
ральный музей Октябрьской же-
лезной дорога.
18
января 1943 года блокада
Ленинграда была прорвана. На уз-
ком пятачке между Ш лиссельбур-
гом и Синявином была восстанов-
лена сухопутная связь Ленингра-
да с Больш ой землей. Всего 8 -
10 км - таков был коридор, по ко-
торому предстояло в кратчайшее
время наладить сообщение. Всего
за 17 дней под шквальным огнем
противника
была
построена
33-километровая линия с больши-
ми и малыми мостами, названная
«Дорогой Победы*.
7
февраля 1943 года к перрону
полуразрушенного Финляндского
вокзала под звуки военного оркес-
тра подошел первый поезд с про-
довольствием. Его привела лучшая
бригада депо Волховстрой в соста-
ве машиниста И. Пироженко, по-
мощника машиниста В. Дятлева,
кочегара И. Антонова. В тот же день
поезд отправился из Ленинграда на
Большую землю.
В первые два месяца работы
новой линии по ней пропускалось
не более 2 -3 нар поездов в сутки.
Этого было мало блокадному го-
роду. В мае был применен кара-
ванный способ пропуска поездов,
т. е., поезда одну ночь шли в Л е-
нинград, а другую - в Волховст-
рой. Количество пропускаемы х
поездов увеличилось до 17 еди-
ниц за ночь. Стала применяться
«живая блокировка», на рассто-
янии 2 -3 км были поставлены
дежурные сигналисты - женщ и-
ны-железнодорожницы. Они ука-
зывали путь поднятием зеленого
или красного фонаря. Таким об-
разом увеличили п р оп ускн ую
способность «Дороги Победы* до
23-27 поездов за ночь. «Дорога
Победы» работала до 10 марта
1944 года. За то время по ней
было проведено 5440 поездов.
Героический труд работников
Октябрьской-фронтовой был оце-
нен Родиной. Более 15 тыс. работ-
ников Октябрьской железной до-
рога награждены медалью «За обо-
рону Ленинграда», 43 человека
удостоены высокого звания Героя
Социалистического Труда. ■
8 1
Испичшя 11гтербур/а.
Л»
5 (33)/2006
предыдущая страница 82 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст