65 -лети ю н а ч а л а б л о к а д ы Л е н и н гр а д а
Нельзя не отметить еще одно-
го важного коммуникативного ас-
пекта в обороне города. Это под-
держание внешнего облика центра
города в максимальном виде пол-
ного порядка. Так, например, не-
смотря на то, что большинство па-
м ятников бы ло либо спрятано,
либо укрыто, памятники М. И. Ку-
тузову на Невском проспекте и
А. В. Суворову на Марсовом поле
были открыты, и мимо них прово-
дили колонны бойцов, отправляв-
ш ихся на фронт. И, безусловно,
такое благословение имело боль-
шое мобилизующее значение.
На Невском проспекте были
использованы разнообразные сред-
ства коммуникации. Это прежде
всего плакаты - обычные настен-
ные, наклеивались чаще всего на
деревянную обш ивку, защ ищ ав-
шую витрины магазинов, и огром-
ные, в два этажа, агитационные
изображения на полотне, укреп-
ленные прямо на стенах здания.
П ом ню один из них на здании
Дворца пионеров у Аничкова мос-
та - женщина, прижимающая к гру-
ди маленькую девочку. Внизу над-
пись « ЗА Щ И Т И » .
Роль Невского проспекта как
лица города подтверждается и сле-
дующим фактом. В результате пря-
мого попадания бомбы оказалось
полностью разрушено здание на
углу Ф онтанки и Невского (наи-
скосок от Дворца пионеров). Ф а -
сад его рухнул на проспект и, ко-
нечно, сильно обезобразил облик
Невского. Техники и люден среди
обессиленных жителей для такого
рода действий не было.
Где-то нашли немецких воен-
нопленных. Они и разобран! завал
за неделю.
На углах зданий Невского про-
спекта вывешивались щиты сооб-
щений «Совинформбюро».
И склю чительную силу воз-
действия имела сеть громкогово-
рителей, передававшая важнейшие
правительственны е сообщ ения.
О ни собирали огромны е толпы
слушателе!!, что и запечатлено на
фотографиях ленинградских фото-
репортеров.
Радио, точнее радиовещание
по проводам, было сильным ком-
муникативным оружием, сплотив-
шим ленинградцев в борьбе с вра-
гом. В каждой квартире, а в ком-
мунальных в каждой комнате ви-
сел простенький репродуктор, не
требовавший ни дополнительного
источника электропитания, ни ре-
гулирования и настройки. Через
него передавались сигналы начала
и окончания воздушной треноги и
обстрела. Если отсутствовала пе-
редача текста или музыки, то для
поддержания уверенности, что ли-
ния не повреждена, передавались
сигналы метронома.
Последнее
обстоятельство
нуждается в дополнительном осве-
щении.
Одной из основных ф ункций
ком м уникации в человеческом
обществе является так называемая
фатическая функция, назначение
которой состоит в том, чтобы под-
тверждать у тех, с кем связан, уве-
ренность в том, что ты существу-
ешь. Когда две подруги при встре-
че задают друг другу тривиальные
вопросы: «Как живешь, что ново-
го?» - это не дань вежливости, а
подтверждение экзистенции. «Я
сущ ествую и ты. слава богу!». В
условиях блокады, когда каждая
минута могла быть последней, фа-
тнческая функция коммуникации
играла жизненно важную роль.
Ч резвы чайную роль играло
радио в сущ ествовании детей и
подростков в дни блокады. М ного
детей погибло прямо в детских са-
дах и в школах. Два десятка школ
было разрушено полностью, не-
сколько сотен повреждены снаря-
дами и бомбами, две сотни детс-
ких учреждений повреждены. Где-
то в октябре занятия в школах вос-
становились, но частые налеты
сильно мешали учебе.
В школу автор этих строк пошел
в сентябре 1941-го. Прочитал объяв-
ление о приеме в школу, взял свиде-
тельство о рождении и пришел.
Строгий дяденька спросил: «А где
заявление?» Я сел и написал: «Про-
шу принять в 1-й класс*. Дяденька
ничему не удивился, записал, ска-
зал, куда прийти учиться. Учились
мы зимой 1941-1942 годов в бом-
боубежище под домом Елисеева на
Фонтанке. Учительница наша умер-
ла прямо в классе во время урока.
Занятия прекратились.
И дальше исключительную роль
сыграло радио. Дома никого нет.
Отец на фронте. M an, тушит пожа-
ры - боец пожарного о гряда М П ВО.
Ж ивого - только голоса по радно.
И среди них - голос актрисы Ма-
Пленные немецкие солдаты.
Фото Н. Хандогина
рии Григорьевны Петровой, детс-
кий, бодрый, веселый, жизнеутвер-
ждающий. Дучшне детские произ-
ведения. очень удачный и уместный
подбор литературы. Безупречный
вкус, добросердечность.
..
Уж е после войны, лет через
двадцать, встретил ее в театральном
институте, встал на колени перед
ней - жизнью обязан. Плакали оба.
..
Другим источником поддержа-
ния жизни была литература. Читать
я научился в четыре с половиной
года. В блокаду судьба послала мне
книгу Даниэля Дефо «Робинзон
Крузо». На каждой странице не-
сколько чудесных цветных рисун-
ков. На русском языке. Отпечатано
в Гамбурге где-то на рубеже X IX
X X веков. И на каждой странице
утверждающее жизнелюбие, стой-
кость, уверенность в благополучном
исходе всего дела. На всю жизнь
впечатался повторяющийся рефрен
попугая - единственного собесед-
ника Крузо: «Бедный Робин, как ты
сюда попал?»
Роль детей и подростков в бло-
кадном Ленинграде исчерпывающе
точно описал Александр Фадеев в
путевых заметках « В дни блокады»:
«Дети школьного возраста мо-
гут гордиться тем, что они отстоя-
ли Ленинград вместе со своими
отцами, матерями, старшими бра-
тьями и сестрами.
Великий труд охраны и спасе-
ния города, обслуживания и спа-
сения семьи выпад на долю ленин-
градских мальчиков и девочек.
Они потушили десятки тысяч за-
жигалок, сброшенных с самолетов,
они потушили не один пожар в го-
роде, они дежурили морозными
ІІспю/шя Петербу/ма.
.V і
5 (33)/2006
предыдущая страница 84 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст