у ш а П е т е р б у р га
9=}нкл
« больш их
91ет ерМ гов»
оЛ.
91.
Остроумовой
Н. Г. Дружинниця
8 «
И а рубеже Х 1 Х -Х Х веков по-
явилась замечательная плеяда жи-
вописцев и графиков, запечатлев-
ших многоликий образ Северной
Пальмиры.
Анна Петровна Остроумова-
Лебедева - женщина-гравер с фе-
министической устремленностью,
разрешала тему города как средо-
точия разных начал, трех ипоста-
сей - земли, воды и неба, свободы,
воли и необходимости. Она изу-
чала Петербург и всю свою жизнь
посвящала ему графические поэмы
и сюиты.
А.
П. О строумова-Л ебедева
воспринимала Петербург целост-
но, во всем величии, монументаль-
ности и простоте, античном обая-
нии. Как метко заметил А. А. С и -
доров: «.
..ее Петербург, в котором
человеческих ф игур мало, живет
и дышит особой жизнью, в какой,
быть может, ничего “тайного” нет,
где ясно все и строго, но где все
очень значительно: и увиденная
только в нижней своей половине
мощ ная колонна Бирж и, и свет
солнца на выложенных прочно ка-
менных глыбах набережных, и зер-
кала каналов, и поражающая гар-
мония композиции любого листа,
соответствующая гармонии архи-
тектуры города*'. Она, со свой-
ственной ей прозорливостью, не
только расширила образные рам-
ки постижения города как целост-
ного единого пространства, но и
внесла ряд новшеств в технику гра-
вировального искусства.
1900 год можно считать пере-
ломным в развитии русской кси-
лографии. Из-под резца А. II. Ост-
роумовой-Лебедевой вышли такие
значительные гравюры, как «Луна*,
А. П. Остроумова-Лебедева.
С
лиюгр. Г. С. Верейского. 1939 г.
«Ф инляндия с голубым небом»,
«Дорожки*, «Финские озера*. Это
было не только блистательным на-
чалом самостоятельного творчества
молодой художницы, но и новше-
ством - впервые в русском искус-
стве возникла цветная ксилография
(так как старинные русские лубки,
резавшиеся на дереве, раскрашива-
лись вручную).
Первые цветные гравюры О ст-
роумовой обнаруж или полную
смену представлений о назначении
и сущности этого вида искусства.
Они были не прямым отражением
действительности, оригинала, как
было во времена Матэ, а приобре-
ли самостоятельную образность.
Вновь после длительного переры-
ва соединились в одном лице ху-
дожник и техник-гравер. Достоин-
ство лучших цветных гравюр О ст-
роумовой-Лебедевой не в много-
красочности, а в гармонизации
цветовых отношений.
Наиболее полно свои достиже-
ния Остроумова-Лебедева вопло-
тила в цикле «Больших Петербур-
гов». Общ еизвестно, что мастер
создала 83 гравюры и 32 литогра-
фии, посвящ енные П етербургу-
П етрограду-Л енинграду. Сю да
вошли и 9 небольш их гравюр -
видов города, выполненных в 1901
году для специального вы пуска
журнала «М ир искусства*, и от-
дельные работы, выполненные в
1908,1909 и 1910 годах. В 1912 году
она исполнила серию из 25 неболь-
ших гравюр для путеводителя по
Петербургу Б. Я. Курбатова. В 1920
году Анна Петровна гравировала
восемь видов для книги Н. II. А н -
циферова «Душа Петербурга*. Ху-
дожница создала очередную сю и-
ту автолитографий «Петербург» в
1922 году, и в 1930 году в серии
гравюр последний раз обратилась
к теме города.
Первым этапом работы стали
непосредственные наблюдения с
натуры в погожий весенний день,
когда солнечные лучи создают бо-
гатую игру светотени, а архитектур-
ный пейзаж создается несколькими
линиями в наброске. Как правило,
в наброске запечатлено самое глав-
ное, характерное. Обычно О стро-
умова-Лебедева покрывала рису-
нок одноцветной акварелью тепло-
го тона, «след графитного каранда-
ша спаялся с акварельной подкрас-
кой, холодноватый тон графитного
карандаша сразу потеплел, и весь
рисунок заиграл живописной све-
II апория Пгтербуїма.
Л»
5 (.13)/2006
предыдущая страница 87 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст