у ш а П е т е р б у р га
тотенью*2. Она обладала поистине
даром обобщения, много раз воз-
вращалась к одному и тому же пей-
зажу, обдумывая и выверяя детали.
Анализируя форму, она передавача
пейзажные планы, перспективу уп-
рощенной линией, обобщенной
формой, плоскостями.
В
гравюрах,
посвящ енны х
Бирже и Ростральным колоннам,
наглядно проявляется тенденция к
панорамному, ансамблевому пост-
роению композиции, где роль ком-
позиционного организующего цен-
тра выполняет водная артерия -
Нева. Архитектурные формы ли-
шены контурной обводки, тракту-
ются широко и свободно, они ма-
териальны и конструктивны, пред-
ставлены в своей пластической
объемности. Художница мастерски
использует декоративные свойства
цвета. «Сведенный к двум-трем ос-
новным тонам - серовато-голубое
небо, светло-желтые фасады зда-
ний, освещенные солнцем, темная
охра стен, погруженных в тень, - цвет
в этих гравюрах отличается изыс-
канной, благородной гаммой*3, -
справедливо писал А. А. Богданов.
В этих гравюрах создается класси-
ческих облик Петербурга, прекрас-
ный и торжественный, в то время
как в листах 1908-1910 годов вос-
певается камерно-интимный ха-
рактер отдельных частей старого
города.
Н. Синицын справедливо отме-
чает в гравюре «Нева сквозь колон-
ны Биржи* продуманность компо-
зиции. «Композиция построена на
подчеркнутых вертикалях колонн,
на их силуэтности и классических
пропорциях; светлый блик, задев
колонну, перебегает к ее основанию
и здесь перекрещивается с горизон-
тальными плоскостями гранитных
плит. У основания композиции
“группируется” основной светоте-
невой контраст. Гравюра наполнена
изысканно сдержанными цветовы-
ми отношениями, влитыми в тонко
гравированный рисунок*4.
Если сравнить рисунок к гра-
вюре с самой гравюрой, то выяв-
ляется их общность и различие.
Общность - в следовании натуре
линейно-графической четкости в
передаче пространственной харак-
теристики архитектурного пейза-
жа - портрета местности: строгая
разбивка на планы (на первом пла-
не колонны, плоскость гранитного
помоста, на котором покоится зда-
ние Биржи, на втором - Ростраль-
ная колонна, часть здания пакгау-
за, пешеходы, экипаж с извозчи-
ком; на третьем - основные звенья
архитектурного ансамбля Дворцо-
вой площади - Эрмитаж, А дм и-
ралтейство и Главный штаб). О д-
нако гравюра дополняется изыс-
канно сдержанными цветовыми
отнош ениями, влитыми в тонко
гравированный рисунок. Худож -
ница обобщает свои натурные впе-
чатления, отбирает детали, подчи-
няя все строгому ритму синтети-
ческого свойства гравюры: живо-
писности и линейно-графической
условности.
Этот же прием она использует
и в гравюре «Петербург. Колонны
Биржи и крепость* (1908). П ри-
чем стаффажные фигуры ей нуж-
ны для того, чтобы не ошибиться в
масштабе частей и целого в архи-
тектурном ансамбле. Композиция
строится по принципу осмотра че-
рез первый план, где мощный па-
рапет-стилобат «держит* белые
колонны, «несущие* антаблемент
здания Биржи. Работа живописна:
в легкой, чисто петербургской
дымке-тумане на линии горизонта
виднеется Петропавловская кре-
пость с бастионами и даже прори-
сованной кирпичной кладкой с
мягкой светотеневой проработкой
в цвете: желто-охристый - свет,
синеватый кобальт - тень. Небо
дано с растяжкой от синего кобаль-
та - наверху - к светлому - по за-
конам архитектурной графики и
«отмывки*. Она применяет деко-
ративный прием, обобщая кроны
деревьев в единую череду кобаль-
тового зелено-синего пятна, дает
тени, которые насыщают работу
светотенью, сообщая ей правдопо-
добный вид, близкий натуре.
В следующем листе «Петербург.
Перспектива Невы* (1908) мастер
добивается той же свежести, чисто-
ты, гармонии и ясности в обозрении
городского пространства. Этому спо-
собствует п выбранная точка зрения
- издалека, через «неотяжеленный
для восприятия* первый план. На
среднем плане в центре, как ось и
центр композиции, возвышается Ро-
стральная колонна. Все простран-
ство среднего плана залито теплым
желто-охристым цветом. Здесь глаз
наблюдателя спокойно следит за
кривыми очертаниями набереж-
ных, величественным течением
Невы, закованной в гранит; на дру-
гой стороне которой лентообразной
регулярной застройкой вытянулись
дома, сокращаясь в перспективе н
превращаясь в едва различимые
объекты «в точке схода* на линии
горизонта. Туда же сходятся все
черные линии, которые словно стре-
мятся добавить «перспективной
правильности построения*, заост-
рить впечатление на главном, доба-
вить контрастности в мягкий, пас-
тельный тон цветового строя гравю-
ры, ассоциирующийся с ранним ут-
ром, когда солнце встало и освети-
ло фасады первыми лучами.
Почти
монохромна
работа
«Петербург. Ростральная колонна»
(1909) - словно символ города ре-
шается лаконично в три цвета: тем-
но-зеленый ствол колонны, база,
подиум и скульптуры; серебристо-
серый фон однотонного неба и бе-
лый снег. Художница «живопису-
ет* белой линией разной толщины
и направленности и белыми пятна-
ми снега, вносит разнообразие в
плоскую цветоиластическую среду
гравюры. Пластичны линии цепей,
офад, фонарей. «Адмиралтейство
под снегом* также лирично и обоб-
щено цветовыми пятнами изобра-
жений желтых фасадов Адмирал-
тейства п здания Сената; зелено-
вато-желтого неба: белых полос,
лежащего на крышах домов снега и
пятен - белого снега над склонен-
ными под его тяжестью деревьями
на первом плане листа. Прекрасная
заснеженная аллея уводит зрите-
ля в глубь изображения - перспек-
тиву листа. Необходимо отметить,
что основой этой работы послужи-
ла акварель, выполненная с натуры
в 1907 году.
В листе «Петербург. Решетка
Летнего сада* (1909) уже явно про-
явилась тенденция к камерности.
Набережная. Прачечный мост, ре-
шетка Летнего сада и на дальнем
плане - Петропавловский собор -
вот детали экстерьера пейзажа, а
серебрнсто-зеленовато-серая хо-
лодная гамма верно передает при-
родно-климатическую среду Пе-
тербурга. Так. Остроумова-Лебеде-
ва неустанно вдохновляется обра-
зом города, его «фасадом», «внеш-
ней архитектурной благопристой-
ностью*, классицистической ясно-
стью форм, не подверженных изме-
нениям времени. Гравюры 1908
Испивши ІІтіґ/ющнчі. А? 5 (
предыдущая страница 88 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст