а
тр о и те л ь с тв о и а р х и т е к т у р а
Ю. М. Фельтен (?). Проектный чертеж ограды Летнего с а д а . 1771 г. (?)
1770-с гг. Арх. Д. А. Мартинелли
(?) (публикуется впервые)».
Корректный вопросительный
знак более чем уместен, так как
выяснилось, что М артинелли нс
имел никакого отнош ения к Н е-
вской ограде. В 1770-е годы он со-
стоял в долж ности хранителя и
реставратора картин в Эрмитаж е
и архитектурным проектировани-
ем не занимался.
Трудно переоценить значение
обнаруж енного документа. О н
явился тем самым недостающим
исходны м звеном, что скрепило
всю цепочку проектных чертежей,
в каждом из которых присутству-
ют элементы, впервые заявленные
в этом эскизе. Впрочем, слово «эс-
киз» не совсем подходит. Эскиз -
предварительный набросок, выра-
жающий общую композиционную
идею. А перед нами детальный про-
ект, на котором представлено два
варианта створок ворот. Колонны
близки по форме существующ им,
но более нарядные: их шейки у к -
раш ены каннелю рами - мотив,
если не ошибаюсь, доселе неизвес-
тный в русской архитектуре. На
колоннах помещены обвитые гир-
ляндами каменные шары. Наибо-
лее красочная деталь - это фесто-
ны вокруг ш ейки колонн, но не
гирлянды из цветов, а куски ткани
с красивыми складками и свисаю-
щими концами.
Звено, в котором только 12
редко расставленных копий, дости-
гает в длину 3 саженей. На копья
наложены узкие и длинные прямо-
угольны е вертикальны е рамки.
Еще раз скажем, именно эта наход-
ка, придавшая Невской ограде не-
повторимую оригинальность, удо-
рож ила кузнечную и слесарную
работу в несколько раз. На черте-
же копья с рамками идут подряд, а
в окончательном варианте между
ними размещены дополнительные
копья без рамок. При дальнейшей
работе над проектом вместо двух
розеток - вверху и внизу - появи-
лась одна в центре рамки, убраны
«лишние» тяги, внесены некоторые
другие мелкие поправки и в конце
концов звено ограды стало не толь-
ко гораздо проще, но и более кра-
сиво. Отметим, что на обеих створ-
ках ворот присутствует узкая вер-
тикальная прямоугольная рамка,
такая же, как на копьях решетки.
Левая створка почти буквально
цитирует решение звена, но архи-
тектор остановил свой выбор на
правой створке, заменив в даль-
нейшем прямоугольную рамку на
вытянутый овал. На воротах есть
и знакомые фестоны, декоратив-
ные полотнища, наброшенные на
железные рамки. Обратим внима-
ние, как удачно расположены фес-
тоны, - чуть ниже, чем на колон-
нах, и создается впечатление, буд-
то колонны по сторонам ворот со-
единены свободно провисающей
золотой лентой.
И з двух вариантов решения
ворот отвергнутый (левая ст ворка)
действительно кажется менее удач-
ным. К ом п ози ци я уж слиш ком
симметрична: основное поле зани-
мают парные узкие прямоугольные
рамки, над ними и под ними - со-
вершенно одинаковые квадраты,
разделенные колечками. Рисунок
правой створки выгодно отличает-
ся более сложной архитектоникой:
композиция развивается по верти-
Проект заверш ения Малых ворот 1774 г. (?)
Истории Петербурга.
.V
5 (33)/2006
предыдущая страница 8 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст