у ш а П е т е р б у р га
Петербург. Вид Невы сквозь колонны Биржи.
1908 г.
года («Вид Невы сквозь колонны
Биржи», «Колонны Биржи и кре-
пость», «Перспектива Невы») отли-
чаются от ранних работ своей ан-
самблевостью, широтой охвата па-
норам застройки города.
«В листе “Перспектива Невы", -
пишет М. Киселев, - идущие по диа-
гонали здания за Ростральной катон-
ной и параллельные им контуры те-
ней! сразу же дают ощущение дина-
мического пространственного разма-
ха. М ягкой приглушенностью то-
нов, особенно на заднем плане, со-
здается воздушная перспектива.
..
Все построено на соотнош ениях
плоскостных цветовых пятен, не на-
руш аю щ их поверхности листа»1
*
*
*
5.
Э ти найденные изобразительно-
выразительные принципы гравюры
она использует и в других работах
(«Петербург. Ростральная колон-
на», «Петербург. Адмиралтейство
под снегом», 1909) и др.
Остроумова-Лебедева прихо-
дит к особому лаконизму, отказы-
вается от черной контурной л и -
нии, тонко подбирает цветовую
гамму, следит за тем, чтобы цвет
нигде не переходил в раскраску.
Петербург О строум овой-Л е-
бедевой - «пуш кинский», архи-
тектурный, воспринимается и как
декорация, и как хвала человеку,
создавшему город на Неве. В лис-
тах мастера город изначально иред-
задан во всей своей красоте клас-
сических пропорций, гармоний,
которые она не решается ничем
встревожить, нарушить. По словам
В.
Соловьева: «Петербург ею мыс-
лился словно бы вне времени - и
ее современником, и свидетелем
пуш кинских терзаний, и городом
будущ их поколений»6.
«Вечны й город» О стр о ум о -
вой-Лебедевой предстает в цвет-
ных гравюрах как сочетание сти-
хий неба, воды, закованной в гра-
нит набережных, и архитектуры
града в лапидарны х сочетаниях
цветовых и тоновых пятен. Графи-
ческая ясность и краткость форм
формируется благодаря рисунку,
строгой дисциплине цвета и л и -
нии, композиционной выверенно-
сти масс «темного* и «светлого»
на «сером* тоне фона. Она осво-
бодила свой П етербург-П етрог-
рад-Ленинград от людей, он тих
и величественен, не подвержен на-
строениям еж ем инутного, еж е-
часного, годичного цикла. С тр о -
гий вкус, легкий лиризм ее гра-
вюр навеян самой архитектурой
города на Неве, ее стилю она и сле-
дует. О сновное звучание в них
приобретала архитектура, камен-
ное убранство П етрополя. Как
женщина-гравер, она не могла не
наделить свои пейзаж и тонким
прон и кн овен н ы м
колоритом ,
столь свойственным петербургс-
кому климату, лиризмом поэти-
ческого действа. Поэтому и цикл
«Больших Петербургов* А. П. О с-
троум овой-Л ебедевой неповто-
рим и имеет непреходящую цен-
ность в искусстве. ■
8 8
1
Сидорин А. А. Русская графика начала XX века: Очерки истории и теории. М„ 1969. С. 201.
1
Синицын Н. Гравюры Остроумовой-Лебедевой. М„ 1964. С. 72.
' Богданов А. А. А. П. Остроумова-Лебедева. Л., 1976. С. 14.
‘ Синицын Н. Указ. соч. С. 73.
5 Киселев М. Образы родного города / / Искусство. 1971. № 10. С. 62-67.
* Соловьев В. Стиль Петербурга / / Нева. 1971. № 6. С. 209-213, 211.
Нгтория Петербурзі.
Л» 5
(.VI//2U0H
предыдущая страница 89 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст