С
троительство и архитектура
10
ми, бельведером и с часами в атти-
ке (в первом варианте, до Великой
Отечественной войны) - сейчас это
слуховое окно - похоже и на почерк
А. Ринальди (вспомним Мрамор-
ный дворец). Он словно облагоро-
дил его.
Это уже прекрасный
3-этажный дворец, с возвыш аю -
щейся мансардной средней частью,
завершенный фронтоном с восьми-
гранным фонарем - бельведером.
Кроме того, А. Ринальди выработал
свой «канон» соотношений ордер-
ных построений. Декоративная об-
работка его фасада, рисунки налич-
ников, группировка пилястр харак-
терны для русского зодчества, ког-
да в недрах высокого барокко на-
чал зарождаться классицизм.
М ы помним, что и Дж. Трези-
ни, и А. Ринальди занимались чер-
тежами приморской дачи. Для сто-
ронников авторства А. Ринальди
небезынтересно письмо Ванвинтел-
ли, написанное в Казерте 11 марта
1758 года, в котором говорится о
том, что одна не названная по име-
ни «русская принцесса», сопровож-
даемая сестрой кардинала Джио,
очень обрадовалась, что А. Риналь-
ди - ученик Ванвинтелли и один из
авторов дворца в Казерте - строит
для нее «один сельский дом с пар-
ком». Как раз в то время для
М . И. Воронцова достраивалась
приморская дача, и этой путеше-
ственницей могла быть более всего
жена канцлера Анна Карловна7.
Джузеппе Трезини, как мы по-
мним, подал в отставку в 1755 году,
находясь на службе у М. И. Ворон-
цова, «в связи с нетактичным вме-
ш ательством в
его домашнюю
жизнь»8. Дело в том, что императ-
рицей Елизаветой Петровной была
учреждена комиссия при так назы-
ваемом Калинкином доме, которая
не только боролась с проституци-
ей, но и преследовала всякую «не-
законную» связь. На Дж. Трезини
был сделан донос, что, пользуясь
отсутствием жены, он держит у себя
в доме любовницу - немку Ш ар-
лотту Харбург с малолетней доче-
рью и сестрой. Ее хотели арестовать,
но он оказал вооруженное сопро-
тивление, и ее как иностранку, не
имея возможности посадить в тюрь-
му, выслали. Но судно, на котором
она плыла, погибло, а предъявлен-
ный для оплаты счет - своеобраз-
ную «страховку» - Дж. Трезини
оплатить отказался.
Не является ли это косвенной
причиной забвения первого автор-
ства проекта господского дома
М. И. Воронцова?
Как бы то ни было, но есть до-
кументы, подтверждающие работы
по подготовке к строительству и
проектированию приморской дачи
М. И. Воронцова именно Джузеп-
пе Трезини на начальной стадии.
Но само здание в 1755-1757 годах
строилось уже под руководством
Антонио Ринальди.
И. Э. Грабарь, сторонник ав-
торства проекта А. Ринальди, пи-
сал, что «в Ленинграде и окрест-
ностях сохранились несколько па-
мятников Елизаветинской эпохи,
авторы которых неизвестны. П ри-
писывать их по стилистическим
признакам тому или иному мас-
теру очень рискованно, и впредь,
до какой-нибудь счастливой на-
ходки, подтверж даю щ их д о ку-
ментов, предпочтительно оста-
вить их анонимными»9.
Исходя из этого, наверное, было
бы правильнее на памятной доске,
установленной у главного входа
южного фасада господского дома
М . И. Воронцова, указать, кроме
имени архитектора А. Ринальди, и
его первого архитектора Джузеппе
Трезини, установив тем самым ис-
торическую справедливость.
После смерти М. И. Воронцо-
ва и его дочери жена его Анна Кар-
ловна Воронцова разделила им у-
щество, в результате чего дача в
1769 году досталась двум братьям
М. И. Воронцова, Роману и Ивану.
Найдено объявление в «Санкт-Пе-
тербургских
ведомостях»
от
19 марта 1770 года (№ 23) о прода-
же дачи: «Дом в длину 13, а шири-
ной 8 сажень, о 3-х жильях, покры-
ты х железом, в нем 21 покой со
всеми удобствами и мебелью».
Там же говорится о продаже 10
кресел, обитых кожею золотою с
серебром, сказано, что столы дубо-
вые, обои кожаные золотые и се-
ребряные. Это первое упоминание
об интерьерах здания.
Сменилось несколько владель-
цев дачи, из которых более дли-
тельное время здесь жила чета На-
рыш киных - Александр Львович,
обер-камергер и директор всех
Императорских театров, и его жена
ф рейлина М ария Алексеевна, в
девичестве Синявина. Именно тог-
да, с 1803 года, эта дача становится
самой известной и притягательной
из-за широты и роскоши приемов.
В 1829 году она продается уже
Львом Александровичем тайному
советнику, директору Ассигнаци-
онного банка П. В. Мятлеву и его
жене Прасковье Ивановне, в деви-
честве Салтыковой, унаследовав-
шей богатство обоих фельдмарша-
лов. Мятлевым удалось не только
сохранить, но и приумножить бо-
гатство, славу и популярность
усадьбы. О богатстве дворца сла-
гались легенды. Известно, что биб-
лиотека насчитывала 18 тысяч то-
мов и располагалась рядом, в Го-
тическом домике.
С 1888 года усадьба, проданная
за 300 тысяч рублей уже внуками
Мятлевых, стала фактически соб-
ственностью города, и в ней нахо-
дилась больница для душевноболь-
ных. Культурная и художественно-
архитектурная общ ественность
была обеспокоена состоянием ин-
терьеров когда-то блиставшей рос-
кошью и изяществом дачи.
В самом господском бывшем
доме была проведена перестройка.
Чтобы узнать подробнее о состоя-
нии дома, обратимся к докладу
техника С. В. Беляева, прочитан-
ному в Императорском обществе
архитекторов-художников 15 ок-
тября 1915 года10, из которого из-
вестно, что здание, особенно его
интерьеры, значительно обветша-
ло и претерпело изменения.
Так, непременны й атрибут
входной части здания особняково-
го характера - трехмаршевая пара-
дная лестница была перестроена в
двухмаршевую, отделенную камен-
ной стенкой от вестибюля.
Первый этаж еще сохранил ряд
комнат «с разнообразной и весьма
любопытной отделкой». Под апте-
ку были заняты еще отлично сохра-
нившиеся помещения.
Стены во всю высоту были по-
крыты деревом с тонкой резьбой,
сохранился и изящный мраморный
камин; оконные притолоки, отде-
ланные деревом, зеркальное панно
и лепные плафоны в деревянных
кессонах, разбитых в диагональ-
ном направлении. В другой сторо-
не здания сохранились три смеж-
ны х
помещ ения,
из
которы х
среднее, ранее малая гостиная, слу-
жило бельевой. Эта комната пред-
ставляла «выдающийся интерес»;
в глубине ее сферическая ниша -
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 9 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст