И
стория учебных заведений
14
ния, гимназия 23 ноября 1845 года
была торжественно открыта в доме
Жеванова, взятом в аренду сроком на
пять лет. Годовая плата равнялась
1230 рублям, и граф Д. Н. Шереметев,
почетный попечитель, для этой цели
предоставил 15 000 рублей. Потратить
их на аренду не пришлось, ибо уже
через два года, а именно 13 августа
1847-го, дом Жеванова был куплен
казной за 43 000 рублей. Прошло еще
два года, и архитектор учебного окру-
га И. И. Демин пристроил вдоль дво-
ра флигель и тем самым расширил
гимназию. Строительство обошлось
в 14 616 рублей4.
В гимназию принимали детей с
10 лет, умевших по-русски читать и
писать и знавших четыре правила
арифметики. Обучение было платным
- родители платили ежегодно 20 руб-
лей серебром, но «сироты и дети недо-
статочных родителей» от платы ос-
вобождались. Были приняты 112 че-
ловек, из них 85 учеников происходи-
ли из семей дворян и чиновников.
Классы занимали второй этаж, на
первом жили служители и торговали
две лавки. Уроки продолжались с 9 до
16 часов. Первый штат включал инс-
пектора, законоучителя, четырех стар-
ших и двух младших учителей5. К ним
затем прибавили приходящего врача
и классного надзирателя. Детей лю-
теран обучал Закону Божьему пастор,
детей католиков - ксендз.
Табели в течение учебного года
получали только успевающие и пло-
хие ученики - «первые в виде награ-
ды.
.. последние в виде наказания». Пе-
ред Рождеством и Пасхою школьни-
ков подвергали полугодовым испыта-
ниям, а в следующий класс они пере-
ходили после переводных экзаменов.
Из первого приема это удалось только
половине учащихся. В конце года от-
личники и хорошо учившиеся гимна-
зисты награждались книгами и по-
хвальными листами. В 1846 году были
введены билеты «с прописанием пове-
дения и успехов», и в каждом классе
начали вывешивать особые списки, в
которых ученики распределялись со-
гласно успеваемости. Несколько поз-
же были установлены правила пове-
дения учащихся вне стен гимназии.
Одно из них требовало «в публичных
местах бывать не иначе как с опекуна-
ми», то есть со взрослыми6.
19
марта 1848 года гимназию по-
сетил Николай I, который, осмотрев
ее, отметил, что «ученики имеют ве-
селую и довольную наружность». В
следующем году гимназия стала ше-
стиклассной, через год - семикласс-
ной, то есть сделалась полной, ибо в
то время гимназический курс длился
семь лет (8-й класс добавлен в 1872
году). Число учащихся постоянно
росло: в 1864 году их было 369, в 1894
году - 529 человек, главным образом
дети небогатых служащих и отстав-
ных чиновников. Росла и плата за
обучение: в 1874 году она составляла
50, в 1884 - 60 рублей в год. Бедные
платили вдвое меньше. Существова-
ло также несколько именных стипен-
дий, и очень помогало возникшее в
1873 году Общество вспоможения
бедным ученикам, которое за первых
десять лет работы выплатило им по-
чти 20 000 рублей.
Обучение в Аларчинской гимна-
зии постоянно совершенствовалось.
В 1850 году были введены уроки
танцев, в 1861-м - гимнастика (то
есть физкультура), в 1868 году - гре-
ческий язык. В 1889 году начались
уроки музыки, но за дополнительную
плату Уроки церковного пения не
привились, хотя одно время инспек-
тором гимназии был Д. Н. Соловьев,
известный знаток древнерусского пе-
ния. Причина заключалась скорее
всего в том, что церкви в гимназии
почему-то никогда не было. Имелся
только молитвенный зал, где стоял
киот с иконой «Христос, благослов-
ляющий детей» и висели портреты
государей. Вероятно, для этого инте-
рьера академик А. В. Снигиревский,
гимназический учитель рисования, в
1879 году сделал «проект большой
люстры из дерева». Перед уроками в
молитвенном зале произносились
молитвы Святому Духу и на учение,
читалось рядовое Евангелие. Затем
ученики пели молитву о Царе и Оте-
честве. Как во всех учебных заведе-
ниях, Закон Божий преподавали свя-
щенники, большей частью из близ-
лежавших храмов. В 1891-1895 годах
законоучителем был о. Георгий Спи-
ридонович Петров, человек талантли-
вый, позднее соблазнившийся левы-
ми идеями7.
Хотя в гимназии упор делался на
математику и естественные науки,
русский язык не был в пренебрежении.
Ему отводились 24-26 часов неделю.
Изучался и церковно-славянский
язык. Была поставлена задача: «Каж-
дого воспитанника должно приучить
выражаться по-русски не только без
ошибок, но и до некоторой степени с
изяществом». Выпускной экзамен по
русскому языку гимназисты должны
были сдавать на «четыре» и «пять».
Два года (1870-1871) в его преподава-
нии участвовал известный филолог
В. И. Срезневский.
В 1849 году начались литератур-
ные беседы для старшеклассников,
которые проходили после уроков два
раза в месяц. Один из учеников зачи-
тывал реферат по литературе, кото-
рый затем обсуждался учениками и
педагогами. Лучшие рефераты храни-
лись в особом альбоме. Кроме того,
проводились читательские беседы, во
время которых читались и объясня-
лись разные печатные статьи по гу-
манитарным предметам. В 1855/1856
учебном году состоялось 300 подоб-
ных бесед. В 1861 году гимназисты
начали ставить школьные спектак-
ли, и эта традиция продолжалась до
самой революции. Устраивались так-
же елки, танцевальные вечера, лек-
ции с туманными картинами, то есть
с диапозитивами.
Репутация Аларчинской гимна-
зии утвердилась при ее директоре
Александре Николаевиче Беляеве,
занимавшем эту должность в 1860-
1872 годах. Человек, «в высшей сте-
пени впечатлительный, нервный,
всю жизнь проживший холостяком,
он обладал в то же время светлым
умом и теплым, отзывчивым серд-
цем». Строгий порядок, который
А. Н. Беляев установил в гимназии,
сохранялся и в дальнейшем. Во мно-
гом благодаря ему уровень обучения
долгие годы не уступал другим сред-
ним учебным заведениям столицы.
«Эпоха Беляева» стала гимназичес-
кой легендой8.
В 1869 году известный педагог
И. И. Паульсон получил разрешение
создать в столице первые женские кур-
сы «в объеме среднеучебных заведе-
ний». Они начали свою работу 1 ап-
реля того же года в помещении Алар-
чинской гимназии. Занимались кур-
систки (их число достигало 300 чело-
век) в учебных классах после оконча-
ния школьных уроков, то есть курсы
были вечерними. В помещении гим-
назии они работали до 1875 года, пос-
ле чего, претерпев несколько преобра-
зований, дали жизнь знаменитым Бе-
стужевским курсам.
Через четверть века после откры-
тия гимназии в ней стало очень тес-
но. Администрация жаловалась, что
классы «по причине тесноты бывают
душны и переполнены накожными
испарениями». В классах часто зани-
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 13 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст