С
ады и парки Петербурга
30
Посадки взрослых растений,
формирующих пейзаж, практико-
вались в европейском садовом ис-
кусстве того времени. Этим при-
емом активно пользовались и в
Петергофе30.
По указанию императора па-
вильон в 1848 году был обсажен
хмелем31.
Отделочные работы в павиль-
оне, которые не успели выполнить
к свадьбе Ольги Николаевны, про-
должались в 1847-1848 годах, тог-
да же заканчивались и работы в
саду. В 1847 году на Ольгином ост-
рове были высажены по 50 ш тук
лип, дубов, ивовых кустов, 70 кле-
нов, 40 берез, 60 ясеней и один боль-
ш ой ивовы й куст (вы сотой три
аршина), в общей сложности еще
320 деревьев и кустов32.
По окончании работ, 15 авгус-
та 1848 года, П. И. Эрлер составил
смету на ремонтное содержание
сада на Ольгином острове, в кото-
рую включил затраты на «понов-
ление» дорожек, зеленого лугово-
го дерна, клумб, подсадку вместо
«выпавших дерев» лип, дубов, ясе-
ней, кленов, садовых кустов, учи-
тывая, что на острове будут рабо-
тать четверо чернорабочих, наня-
тых на шесть месяцев, и четверо
поденщиц в течение четырех меся-
цев (общее количество рабочих
дней - 1170)33.
Каким был парк в первый пе-
риод своего существования?
И. Шарлемань точно передает
романтическое настроение этого
уголка Петергофа.
В акварели Д. Керпеля видны
мягко изгибающиеся дорожки, об-
ширная лужайка, группы кустов,
свободно посаженные, еще невысо-
кие деревья, разбросанные на зеле-
ни газонов цветочные клумбы. На
лужайке - скульптура «Венера»
И. П. Витали на круглом пьедеста-
ле. Богиня плодородия, весны, са-
дов, красоты и любви прекрасно до-
полнила мир сада на острове, по-
даренном императорской четой
дочери к свадьбе.
Сад был устроен так, что с него
можно было увидеть даль Колони-
стского и Лугового парков. И наи-
более выигрышный вид на остров
открывался из Царицына павиль-
она и с южного берега пруда. Не
случайно именно с южным берегом
соединила остров паромная пере-
права. Она видна на акварели неиз-
вестного автора, хранящейся ныне
в Театральном музее им. А. А. Бах-
рушина. Автор изобразил вид на
остров от горки на южном берегу.
Эта «горка длиною 13 сажень, ш и-
риною 10 сажень, квадратных са-
жень 130, выш иною в середине
2 аршина»34 была насыпана одно-
временно с устройством островов.
На ее верхней площадке в 1848
году А. И. Штакеншнейдер устано-
вил гальванопластическую копию
скульптурной группы «Сатир и
Нимф а» (ск. П. А. Ставассер)35.
Рядом была сооружена «круглая
скамья»36. Около горки расположил-
ся «цветочный садик»37. На много-
численных открытках и фотографи-
ях хорошо видна скульптура над гла-
дью пруда: между Ольгиным и Ца-
рицыным островами - «Русалка»
(ск. П. А. Ставассер), на крупном
валуне у Ольгина павильона - «Нар-
цисс» (ск. К. М. Климченко)38.
Х А Р А К Т Е Р
И П Р О Г Р А М М А С А Д А
Н А О Л Ь Г И Н О М О С Т Р О В Е
Остров сразу по приобретении
в казну стал называться в честь ве-
ликой княжны Ольги Николаевны.
Павильон в хозяйственных доку-
ментах дворцового правления име-
новался поначалу «итальянским
домиком», члены же императорс-
кой семьи называли его Оливуц-
ца39. Это название местечка близ
Ольгин остров.
Неизвестный художник.
Центральный государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 29 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст