С
ады и парки Петербурга
Палермо, где располагалась вилла
княгини Бутера40. Именно в этом
доме провели несколько счастли-
вейших месяцев своей жизни им -
ператрица с дочерью и было при-
нято решение о будущ ем браке
О льги
Н иколаевны .
Созвучие
имени великой княжны, которую
в семье звали Олли, и местности
под Палермо - Оливуцца казалось
удивительным и не случайным41.
Не только название напомина-
ло о памятном путеш ествии в
«страну мечты». Сам павильон был
создан в виде типичной для ю ж -
ной Италии башни с лестницами,
ведущими к воде и на второй этаж,
с окнами-дверьми, выводящими на
балконы. Плоская крыша с площад-
кой для обзора окрестностей, об-
витая вью щ им ися растениями,
также напоминала о типичны х
строениях Сицилии. И совсем не
случайно этот павильон был выст-
роен на острове.
Еще в античной литературной
традиции острова часто рассмат-
ривались как оторванные от реаль-
ной жизни миры счастья и гармо-
нии42. Восприятие островной жиз-
ни как утопии не прерывалось в
европейской культуре. Ж изнь на
острове всегда воспринималась
как символ выхода из привычной
реальности, чаще всего чуда43.
Острова южных морей, ярко и
талантливо описанные путеш е-
ственниками Х У Ш - Х У Ш веков
Л. А. Бугенвиллем (1729-1811),
Г. Форстером (1754-1794), Р. Валь-
тером, стали литературными обра-
зами идеального мира. Эти обра-
зы воплощались в реальность в ос-
тровах загородных усадеб и име-
ний. Так, для Александры Ф едо-
ровны и ее родных Павлиний ост-
ров близ Потсдама был местом
идиллической жизни, устроенной
согласно идеям Ж .-Ж . Руссо44.
Нет сомнения в том, что созда-
тели островов в Петергофе следо-
вали общеевропейской традиции,
в которой острова воспринима-
лись как миры счастья, удаленные
и оторванные от реального мира.
Сад всегда - целостный мир,
память о рае и рай памяти. Его ра-
стения и сооружения - цитаты гео-
графические, исторические, лите-
ратурные и мифологические.
С ухие хозяйственны е доку-
менты и акварели дают возмож -
ность увидеть сад на петергофском
острове подобным знаменитому
Элизиуму, саду героини романа
Ж .-Ж . Руссо «Ю лия, или Новая
Элоиза». Позволим себе обш ир-
ную цитату: «Я.
.. нигде не нашел ни
экзотической растительности, ни
индийских плодов, а лишь местные
растения, но расположенные в та-
ком сочетании, что они произво-
дили наиболее веселое и приятное
впечатление. Зеленый низкий га-
зон, расстилавшийся плотным ков-
ром, был перемешан с богороднич-
ной травкой, бальзамином, тимья-
ном, душицей и другими благоуха-
ющими травами. Тут блистало кра-
сой множество полевых цветов, и
среди них глаз с удовольствием
различал некоторые садовые цве-
ты, казалось, естественно вырос-
шие среди полевых.
.. В самых от-
кры ты х местах я увидел разбро-
санные в беспорядке, без всякой
симметрии, густые кусты роз, ма-
лины, смородины, целые заросли
сирени, орешника, бузины, жасми-
на, дрока, трилистника, украшав-
шие землю и придававшие ей вид
первозданной целины. Я бродил по
извилисты м кривы м дорожкам,
окаймленным этими цветущ ими
кущами, под сенью красивых гир-
лянд плюща, дикого винограда,
хмеля, повилики, брионии, ломо-
носа и других вьющихся растений,
среди которых удостаивали пере-
плетать свои ветви жимолость и
жасмин». Этот сад герой романа
Сен-Пре при первом взгляде срав-
нивает с ю жными островами Ти-
ниан и Хуан-Ф ернандес45. Ю лия
отмечает, что многие гости видят
это сходство.
Ж .-Ж . Руссо описанием сада
Ю лии открыл эпоху формирова-
ния и развития пейзажного стиля
в садовом искусстве.
Но от многих романтических
садов О льгин остров отличался
необычными и яркими деталями.
Вдоль всех дорожек с двух сторон
были высажена «английская» зем-
ляника, клубника, малина и смо-
родина. Именно плодовые кусты
малины и смородины описывает
Ж .-Ж . Руссо в саду Ю лии. Зем-
ляника же в античной мифологии
- райская ягода. О ней упоминает
О видий в первой книге «М ета-
морфоз», описывая Золотой век,
когда на полях Элизиума без ухо-
да и заботы людей вырастала и со-
зревала пища. Райскими ягодами
считались плоды земляники и по-
зднее, в христианской мифологии
природы46.
Ж .-Ж . Руссо отмечал, что сад
Ю лии и его название отражали до
некоторой степени внутренний мир
женщины, чуждый душевному смя-
тению. Возможно, сад на острове
был своего рода пожеланием и на-
путствием дочери, выходившей за-
муж и покидавшей родину. Он со-
здавался как прямая аналогия с ли-
тературным первоисточником, с
31
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 30 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст