И
стория - сегодня
стояла «какая-то ледяная табурет-
ка». Сени превратили в гостиную
и поставили там ледяные стулья,
вазы, шкаф. Не хватало пушек на
фасаде и скульптур на фронтоне.
Относительно публики газеты
сообщали, что в первый день при-
шло всего 132 человека, во второй
- 230. Самым удачным был день
21 января, когда продали 500 би-
летов11. Цену пришлось снизить до
одного рубля (детям - 50 копеек).
Это обычная практика. То же са-
мое происходило, скажем, на «Вы-
ставке освещения» в Русском тех-
ническом обществе, подробные от-
четы о которой регулярно помеща-
ли газеты в январе-феврале 1888
года. Но в случае с осветительны-
ми приборами материалы о самой
выставке явно перевешивали ис-
торию с ценами. В сюжете с Ледя-
ны м домом репортеров больше
всего занимало, окупится ли затея
г. Александрова, которая обошлась
ему в 4 -5 тысяч рублей, или он
«на ледяном доме обожжется»12.
Фельетонисты вдоволь порез-
вились над «оборотистым» ант-
репренером. «Праздношатающий-
ся» из «П етербургской газеты»
утешал г. Александрова: вот пого-
да станет потеплее, публика и по-
валит. Александров сокрушался -
ведь тогда и «зрелище» растает. В
другом анекдоте говорится, буд-
то бы в Ледяном доме состоялось
собрание театрально-литератур-
ного кружка (о нем действитель-
но писали газеты):
« - Бог с вами, кружок обедал
в ресторане Эрнеста «Медведь».
- Но почему же говорят, что в
Ледяном доме?
- А это потому, что Эрнест не
истопил своего заведения и арти-
сты кутались во что попало»13.
Н азванны е Александровы м
15 тысяч посетителей, вероятно,
преувеличение. « С ан кт-П е те р-
бургские ведомости» помещ али
статистические обзоры, где указы-
вали, сколько зрителей побывали
за месяц в различных театрах и зре-
лищных заведениях: от 20, а то и
30 тысяч, посетивш их М ариинс-
кий театр, до 75 человек в музы -
кальной школе. Сад «Аквариум»
посетили за весь январь 8 тысяч
человек, в
феврале примерно
столько же, и это не означает, что
все они были посетителями Ледя-
ного дома. На каток, скажем, бра-
ЯЭДфрс ии
і>
ит|МпМІ$е
ЭЗП'фтЬшщ ШіЬ ’2ІЙ6ІІМШЙ
Ьг<
ік
і ЯЙимф
^ппшшгё
17
+е. іії і£ї.
(іцккгіф
ісісп
1
ГК
1
СГ№
|К&
1
1
тії Фст пі їіетіШсп бейнМ
іф дпвсісіїсп
■ Оалрдсічїгік;
тМг сіпідш ті$Н<6еи їітнсгЛипцсп оси Ьп* .»ч
іїсс
йЬсг&ангЬ ш
іЬ Легкії Г|іси ііКси^стЬеіг, ітчІЛс
іп ■ ігїасЬгст ЗаЬтс їчігсЬ
(Дигера
^Кр
і'іЬгі пчгОсп;
Ьсіг йісЬЬабегп Ьег Яїапіг - Фсґф
іфСс тй#е*
гЬаіГ, шіЬ Ьа'йиэдекп ,
(Пт-д ЯГОоЩаїм .КгпАГС
бег Лпиіегіі^сн 9кл&спие ї>сг Ш
5
І(ТсикЬл^гсп лПІ'о
аЗ
їІГДІісїС, ш
іЦ Ргоййогє РИуГксі I
і. О.
©
іїщкй Ы? ї{гЯлрЦ(І. ЯсоЬітії Мг ЗД
іА«#»#«!*
«7**-
Титульный лист книги Г В. Крафта
«Подлинное и обстоятельное.
..
описание.
.. Ледяного дома».
Изд. на нем. яз. (1741)
ли отдельный билет (40 копеек).
К тому же зрелище было открыто
не больше месяца. Но, вероятнее
всего, затея окупилась и даже при-
несла доход, поскольку через два
года Александров устроил нечто
подобное в Риге14.
Непонятно, состоялась ли обе-
щанная историческая пантомима.
«Праздношатающийся» «подгля-
дел», как господин Александров
катался перед Ледяным домом в
упряжке, запряженной медведя-
ми, - не то репетировал, не то впал
в детство. И все. Неизвестно, сэ-
кономил антрепренер на ш утовс-
кой свадьбе или репортеры ее про-
игнорировали. Со свадьбой или
без, но ожидавшееся «дворцовое
зрелище грозного бироновского
времени»15 превратилось в фарс.
От Ледяного дома тогда мно-
гого ждали. Он должен был быть
прекрасен, «как будто.
.. из одного
куска сапфира.», и зловещ. Одна-
ко на самом деле Ледяной дом, по-
строенный в саду «Аквариум» зи-
мой 1888 года, освещенный элект-
ричеством и бенгальскими огнями,
был «эф фектен»16, но не более.
Даже если перед ним и разыграли
шутовскую свадьбу силами цыган,
самоедов и детей, которые должны
были изображать карликов, вряд ли
это было страшно. Трагический на-
кал страстей, пережитый читателя-
ми романа, был доступен в лучшем
случае драматической сцене, но не
балаганному зрелищу. И в 1900 году
на сцене Мариинского театра была
поставлена опера «Ледяной дом»
(композитор А. Н. Корещенко, либ-
ретто М . И. Чайковского, худож-
ник А. Я. Головин). Как знать, воз-
можно, это была попытка реаби-
литировать образ, разрушенный
«историческим зрелищем».
Надо заметить, что поразитель-
ная устойчивость мрачных красок
в изображении Ледяного дома из
самих исторических источников
не следует. Сейчас, когда парали-
зующее воздействие романа ослаб-
ло, они читаются иначе.
В Ледяном доме 1740 года нет
ничего страшного - это барочный
курьез, ученая потеха, зрителя
удивляют, но готовы тут же рас-
толковать «чудо» и объяснить его
«законами естества». Именно так
описан Ледяной дом академиком
Маскарадное шествие перед Ледяным домом.
С гравюры из книги С. Н. Шубинского «Исторические очерки и рассказы»
с пометкой «редкая гравюра того времени»
3 5
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 34 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст