И
стория - сегодня
чать еще не доводилось и авось не
доведется», - писал В. О. Ключев-
ский26. В свете же побед Екатери-
нинского времени та победа окон-
чательно поблекла. Постепенно
Л едяной дом оказался словно
вы рванны м из целостной про-
граммы празднований, которая ох-
ватывала все общество, была уст-
роена по последнему слову науки
и принципиально включала наци-
ональные сюжеты. Все это для
X IX века было несущественно, по-
этому «опустевший» образ напол-
нился новым романтическим со-
держанием, с которым и не удалось
совладать в 1888 году А. И. Алек-
сандрову.
В 2006 году на Дворцовой пло-
щади Петербурга был построен но-
вый Ледяной дом силами арт-цен-
тра «Ледовая студия». В прессе
был ощутим легкий аромат скан-
дала в связи с тем, что 6 февраля -
день намеченного открытия, он же
день исторической ш утовской
свадьбы - совпало с днем помино-
вения св. Ксении Блаж енной27.
Открытие Ледяного дома перенес-
ли на два дня. О нем написали все
газеты и сообщили все телекана-
лы. Билеты стоили недешево: за
двадцатиминутный осмотр нужно
было заплатить 150 рублей, за фо-
тосъемку еще 50 рублей, ночью со-
ответственно 300 рублей и 150;
были льготы - пенсионеры могли
осмотреть ледяное великолепие
бесплатно, но только по понедель-
никам и вторникам с 9 до 10 утра.
Особые условия были созданы для
новобрачных. Согласно прейску-
ранту, фотосессия для них стоила
5000 рублей. По слухам, участие в
«специальных мероприятиях» - от
300 до 1000 евро. Публика шла, у
входа толпилась очередь.
Собственно, главное, чем Ледя-
ной дом 2006 года похож на свой
исторический прототип - это лед,
строение изо льда в любом случае
выглядит необычно и эффектно. В
остальном историческая достовер-
ность соблюдена лишь в самых об-
щих чертах, хотя при современных
технологиях можно было бы до-
биться большего соответствия.
Особенно нахально выглядели ис-
кусственные растения с ярко-розо-
выми цветами, изображавшие, ве-
роятно, фантастический сад 1740
года, в котором стояли ледяные де-
ревья вперемежку с живыми.
Была обещана свадьба. Проект
предусматривал «военный парад,
венчание и шествие свадебных пар
в национальных костю мах, ото-
бранных в результате конкурса и
представляющих различные реги-
оны России и зарубежья, - все эти
мероприятия дадут наиболее пол-
ное представление об историчес-
ком событии»28. Уже после откры-
тия пресс-служ ба губернатора
разъяснила, что церемонии брако-
сочетания в С анкт-П етербурге
проводятся исклю чительно во
Дворцах бракосочетания и в рай-
онных отделах загса29. «Ледовая
студия» согласилась: будет толь-
ко шествие свадебных пар и че-
ствование новобрачных30. То, что
получилось, и отдаленно не напо-
минало «представление об истори-
ческом событии».
Понятно, что целью устрое-
ния новейш его Л едяного дома
было зрелище. Н о какое? Не ис-
торическое. По крайней мере, ис-
торическая достоверность легко
приносилась в жертву обстоятель-
ствам. Вряд ли работникам арт-
центра близок символ обреченной
на гибель деспотической власти и
попранного человеческого досто-
инства, каким так долго был Л е-
дяной дом.
С трагическим и зловещ им
образом Ледяного дома пришлось
«поработать» - были предприня-
ты усилия по его реабилитации.
Когда А. И. Александров предла-
гал публике хорош о известны й
образ, он надеялся на собственные
силы. В создании Ледяного дома
1888 года не было замечено учас-
тия архитекторов, реставраторов
или историков. «Ледовая сту-
дия» решила внести сущ ествен-
ные коррективы в содерж ание
образа и привлекла для этого на-
уку. С результатами теоретичес-
ки х изы скан и й м ож но ознако-
миться на сайте арт-студии.
Удачным следовало бы назвать
материал, посвящ енны й м аска-
радной
свадьбе31.
Ш утовскую
свадьбу и курьезный подклет но-
вобрачных «вернули» в програм-
му празднования мирного догово-
ра с Турцией, показали державный
пафос маскарадного действа и на-
учны й характер его подготовки.
Тем самым шутовская свадьба пе-
рестала быть пустой и бесчеловеч-
ной прихотью невеж ественной
императрицы, и одна из романти-
ческих опор оказалась поколебле-
на. Однако ценность этого раздела
существенно умаляет недостаток
ссылок и анонимность явно автор-
ской интернет-публикации. Нет
возможности повторить путь ис-
следователя, некого поздравлять,
не с кем и спорить, если найдутся
желающие. Если же вернуть это-
му тексту признаки научности, он
мож ет сущ ествовать сам остоя-
тельно. Ему не нужен реконструи-
рованный Ледяной дом со своими
пластмассовыми цветами и китай-
ской пиротехникой.
Описание шутовской свадьбы,
вынесенное в раздел « И стория
трагикомическая», вызывает недо-
умение32. Вновь без комментари-
ев
была
пересказана
повесть
Ю. Нагибина «Квасник и Бужени-
нова» (1986). Надо заметить, что
романистов, писавших о времени
Анны Иоанновны, мало интересо-
вали чувства героев ш утовского
действа, несмотря на то, что рус-
ская литература давно «открыла»
маленького человека. Ю. Нагибин
был первым, кто подошел к своим
героям словно от лица всей рус-
ской словесности, с ее особой по-
этикой страдания и жертвенности.
Он одарил Голицына временным
сумасшествием, тот просто не по-
нимал происходившего, а значит,
не чувствовал позора. Буженино-
ву, напротив, наделил особым до-
стоинством и мудростью, позво-
лившими ей сохранять внутреннее
благородство в самых уязвимы х
для самолюбия ситуациях. Писа-
тель, без сомнения, модернизиро-
вал психологию людей середины
X V III века, но по существу он до-
вел до конца ту работу, которую не
выполнили его предшественники,
озабоченные судьбами героев ис-
тории и равнодушные к статистам.
Нагибинская повесть как раз про-
должает и завершает романтичес-
кую традицию Лажечникова, от
которой считают себя свободны-
ми создатели нового Ледяного
дома. На интернет-сайте пересказ
повести Ю . Нагибина выглядит ве-
селым и пряны м. Тем же ново-
брачным, кто читал саму повесть,
отождествлять себя с героями за-
хочется разве что в дурном сне.
К откровенным натяжкам от-
носится и «сенсационное» заявле-
ние о том, что архитектором Ле-
37
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 36 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст