С
троительство и архитектура
4
трая необходимость иметь здесь
постоянный мост.
В 1900 году Петербургская го-
родская управа поручила Комис-
сии по строительству Троицкого
моста (мост был откры т в 1903
году) разработать технические ус-
ловия для международного кон-
курса на проектирование двух мо-
стов через Неву - Дворцового и
Большеохтинского. Они были вы-
полнены инженером путей сообще-
ния В. А. Берсом. Тогда же была
организована конкурсная комис-
сия, в которую вошли помимо ад-
министративных начальников ве-
дущие инженеры: Н. А. Белелюбс-
кий, С. К. Куницкий, Г. Н. Соловь-
ев, Н. Н. Митинский, В. Е. Тимо-
нов; от Академии художеств - ар-
хитектор А. Н. Померанцев.
В 1901 году был объявлен кон-
курс на создание проекта Дворцо-
вого постоянного моста и опубли-
кованы технические условия для
составления эскизных проектов. В
первые два года в конкурсную ко-
миссию было подано 27 проектов,
из которых 13 - от петербургских
специалистов. Но ни один из них
не удовлетворил комиссию. Кон-
курс продлили до мая 1904 года.
Было предложено еще 19 проектов.
Авторы их учитывали неудачные
моменты первого тура и отдавали
предпочтение устройству развод-
ного пролета на середине моста и
езде по верху; уделяли большое вни-
мание архитектурному убранству.
На этот раз из всех рассмотренных
вариантов комиссия признала наи-
более удовлетворяющим требова-
ниям проект Общества «Батинь-
оль» (по проекту которого строил-
ся Троицкий мост). Общество зап-
росило за все строение 5 100 000
рублей. На постройку моста М ини-
стерство финансов давало только в
3 500 000 рублей, т. е. требовалось
согласие Городской думы на специ-
альный заем в размере 1 600 000
рублей. Согласие на это было полу-
чено. Но политические и военные
события того времени (Р у сско -
японская война; революция 1905-
1907 годов) прервали работу по со-
оружению каких-либо крупны х
объектов. К проблемам строитель-
ства вернулись лишь в 1908 году.
Государственная дума утвердила
новые технические условия для со-
ставления проекта постоянного
Дворцового моста, отменив свое
постановление от 2 июня 1904 года,
ограничивавшее поступление но-
вых проектов, и назначила новый
срок подачи заявок - до конца 1908
года. В 1908 году инженер путей
сообщения Андрей Павлович Пше-
ницкий представил в конкурсную
комиссию два проекта Дворцового
моста, выступив от Общества Ко-
ломенского металлического завода.
Один проект - для пятипролетного
моста, второй - для шестипролет-
ного. Проекту пятипролетного мо-
ста суждено было осуществиться,
но этому предшествовало немало
затруднений.
А. П. Пш еницкий разработал
только инженерную часть проекта,
архитектурную часть лишь ориен-
тировочно наметил художник-ар-
хитектор высочайшего двора Ро-
ман Федорович Мельцер.
На рисунке с продольным раз-
резом моста, показанном при док-
ладе А. П. Пшеницкого в Импера-
торском обществе архитекторов,
архитектурное убранство моста
представлено весьма условно.
В последую щ ие годы этими
авторами продолжалась доработка
совместного проекта Дворцового
моста. По-прежнему соперничали
с ними авторы других проектов,
особенно в отношении архитектур-
ной стороны строения. Например,
комиссия рассматривала проекты,
представленные правлениями об-
ществ Коломенского, Путиловс-
ких, Сормовских заводов; архитек-
тором
И мператорского
двора
А. Н. Бенуа, при сотрудничестве с
архитектором М. М. Перетяткови-
чем - от Санкт-П етербургского
металлического завода; проект под
девизом «In corpore». Не отступа-
ло от борьбы и Общество «Бати-
ньоль». Наконец 20 мая 1909 года
Городская дума, рассмотрев док-
лад Городской управы «О резуль-
татах состязания на постройку
Дворцового моста», постановила:
«1. Сдать работы по представлен-
ному им проекту шестипролетно-
го моста, на объявленных в докла-
де Городской управы условиях, за
оптовую сумму в 3 990 000 рублей.
2. Представить Городской управе
разработать, при участии финансо-
вой и юридической комиссий, со-
гласно приложенных к докладу ос-
новных положений, подробности
договора на эту постройку и, по ут-
верждении этого договора госпо-
дином министром внутренних дел,
заключить договор с правлением
Общества Коломенского завода.
3. Включить в схему будущего го-
родского облигационного займа
недостающие на постройку этого
моста 1 300 000 рублей. Весь кре-
дит, открытый на эту постройку,
равнялся 4 757 000 рублей». Н о
распоряж ения Городской думы
было недостаточно для передачи
проекта в дело. Требовалось прой-
ти еще ряд ступеней утверждения
и заручиться согласием государя.
31
мая 1910 года городской го-
лова получил сообщение от санкт-
петербургского градоначальника о
том, что «на всеподданнейшем док-
ладе господина министра внутрен-
них дел относительно ходатайства
об утверждении проекта фасада
предполагаемого
к
постройке
Дворцового моста его император-
Эскизный проект внешнего вида Дворцового моста.
Худ.-арх. Р. Ф. Мельцер (Зодчий. 1915. № 46)
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 3 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 5 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст