М
ногонациональный Петербург
мов, в которы х пом ещ ались ш кола
и богадельня. В 1905 году архитек-
тор Ф . Л и д вал ь п о стр о и л тут ж е
для общ ины доходны й дом.
П астор Э ри к-Г устав Э рстрём
(1 7 9 1 -1 8 3 5 ) - один из вы даю щ их-
ся членов ш ведской петербургской
общ ины , пастор церкви Св. Е кате-
р и н ы в 1 8 2 6 -1 8 3 5 годах. О н р о -
ди лся в семье свящ енника в отда-
ленном приходе Ф и н л ян д и и (тог-
да она ещ е входила в состав Ш вед-
ского к о р о л е в с т в а ). В 1807 году
поступил в университет в Або (Тур-
ку). В 1809 году Ф и н л ян д и я стала
ч а ст ь ю Р о с с и й с к о й и м п е р и и , и
ю нош а в 1811 году поехал со вер -
ш енствовать знание русского я зы -
к а в М о с к о в с к и й у н и в е р с и т е т .
У чи ться в нем, однако, Э рстрём у
п р и ш л о сь недолго. В зяти е М о ск -
вы Н а п о л е о н о м , с т р а н с т в и я по
бли ж н и м ее о к рестн остям вм есте
с русски м и беж енцам и, закр ы ти е
н а н екоторое вр ем я М осковского
у н и в е р с и т е т а и з -з а п о с л е д с тв и й
пож ара - все это заверш илось тем,
что Э рстрём у приш лось вернуться
в Або, где он закон чи л свое обра-
зо в а н и е и п р и с т у п и л к р аб о те в
ш ведской академ ии.
С п е ц и а л и с т о м п о р у с с к о м у
я зы к у Э.-Г. Э рстрём стал б л естя-
щ им. О н написал и издал учебник
русско го я зы к а д л я н ач и н аю щ и х
(н а ш ведском язы ке), учебник р ус-
с к о й г р а м м а т и к и ,
тр е х т о м н у ю
Р о сси й скую хрестом атию со сл о -
варем . Э тим и учебны м и п о со б и я-
м и п ользовали сь в ун и верси тетах
и ш к о л а х Ф и н л я н д и и до к о н ц а
X IX века. Кроме того, Э рстрём за-
н им ался и научны м и исследовани-
ям и - он стал одним из первы х сла-
вистов в Ф и н л ян д и и .
И сследовательски й склад ум а
Э р стрём а и м ел важ н о е д л я и ст о -
р и и п е т е р б у р г с к и х ш в е д с к о й и
ф инской общ ин следствие. О н р а-
зо б р ал стары е архи вы ф и н ско й и
ш ведской церквей и через три года
издал в Або объемистую книгу под
заголовком «И сторическое оп и са-
н и е
о б щ и н
С в.
Е к а т е р и н ы
и
Св. М арии, или Ш ведская и ф и н -
ск а я о б щ и н ы в С .-П е т е р б у р ге с
кратким и сведениям и о всех общ и-
нах в Р оссийской им перии, подчи-
няю щ ихся евангелическом у собор-
ном у кап и тулу в С .-П етербурге».
Э р стр ём - ш вед, его р о д н о й
я зы к - ш ведский. Тем более си м -
п ати чн а его деятельн ость по п р о -
паганде ф инского язы ка. В то вр е-
м я вся о бразован н ая и вы сокоп о-
ставлен н ая часть н аселен и я Ф и н -
л ян д и и со сто ял а из ш ведов, п р о -
стой ж е н ар о д го во р и л п о -ф и н с -
ки. Э рстрём писал: « Ф и н с к а я н а -
ция, которая долж на бы ть едины м
ц елы м , п о д в ер гае тс я р и ск у бы ть
понем ногу расколотой на две ч ас-
ти. К огда тер яется лю бовь к я з ы -
ку, то о х л аж д ается и п р и в е р ж е н -
ность к народу, на нем го во р ящ е-
му. П о это м у ф и н с к и й я зы к д о л -
ж ен стать и язы ко м образованны х
классов». Э рстрём в 1821 г. р азр а-
ботал п рограм м у р азв и ти я ф и н с -
кого я зы к а и вн едр ен и я его в об-
разо вател ьн у ю и ад м и н и с тр а ти в -
ную си стем ы , о су щ естви вш у ю ся
лиш ь на рубеж е X IX и Х Х веков.
О н в п е р в ы е в в е л т е р м и н « ф и н -
ляндец», которы й объединял всех
урож ен ц ев страны н езави си м о от
п р о и сх о ж д ен и я и родного язы ка.
И н тересн о, что, будучи п астором
в П етербурге, он с таки м ж е р в е-
нием ратовал за сохранение п етер -
бургским и ш ведам и своего родн о-
го язы ка, п р и л агая к этом у н ем а-
лы е личны е усилия.
Э.-Г. Эрстрём, один из зачи н а-
телей н ац и он альн о-освоб оди тель-
н ой борьбы ф и н л ян д ц ев, ш ироко
развернувш ейся в конце X IX - н а-
ч а л е Х Х в е к а , б ы л п о ч т и за б ы т
ф и н ски м и н ац и он али стам и за его
симпатию к Р оссии и за вы ступле-
н и я о н еоб ходи м ости и зу ч ен и я в
Ф и н л ян д и и русского язы ка.
Герм ан К а я н у с (1 8 5 2 -1 9 1 3 )
бы л п асто р о м ц ер к в и Св. Е к а те -
рины сам ы й дл и тельн ы й срок - 28
лет, с 1885 года до своей см ерти в
1913 году. Р о д и л ся он в Гельсинг-
ф орсе в семье, п ри н адлеж авш ей к
ш ведской эл и те Ф и н л я н д и и . Его
п р ед к и вл ад ел и бо л ьш и м и п о м е-
стьям и ещ е в X V II веке, отец р у -
к о во ди л зем ельн о й у п равой . Гер-
м ан стал пом ощ ником н асто ятел я
собора в Або. В то врем я ш ла н а-
ц и о н ал ь н ая борьба за « ф и н н и за-
ц и ю », п р о т и в « ш в е д с к о го з а с и -
лья». Н о вая ли обстановка, и ны е
ли сем ейны е тр ади ц и и том у п р и -
ч и н о й , но Г. К а я н у с п р и зы в а л к
со х р а н ен и ю и р а з в и т и ю н а ц и о -
н ал ь н о й к у л ь ту р ы ф и н л я н д с к и х
ш ведов, в о тл и ч и е от Э.-Г. Э рст-
рём а, р ато вавш его п о л в е к а н азад
за подъем и расп ространение ф и н -
ского язы ка. Т акая п о зи ц и я Г. Ка-
ян у с а не у стр аи вал а ф и н ско е д у -
ховенство, ем у приш лось перейти
н а п р е п о д а в а т е л ь с к у ю работу, а
потом и уехать в П етербург.
Став пастором церкви Св. Е ка-
терины , Г. К аянус продолж ал п р е-
т в о р е н и е в ж и зн ь св о и х ш в е д о -
ф и льски х идей. О н сетовал, что в
ш коле п ри ц еркви учи лось много
детей, не принадлеж авш их к общ и-
не, и п ри н ялся за реф орм ирование
ш колы . Бы ло принято реш ение, что
дети членов общ ины долж ны иметь
п р еи м ущ ествен н ое право п о сту п -
л е н и я в ш к о л у и ч т о ш в е д с к и й
я зы к долж ен бы ть о б язател ьн ы м
предметом. В актовом зале ш колы
К аян у с со б и р ал взр о сл ы х п р и х о -
ж ан, п р и н о си л газеты и д е л и л ся
новостям и из Ш веции и Ф и н л я н -
дии, и н огда п ел ш ведски е н ар о д -
ны е песни, ак к о м п ан и р у я себе на
п и ан и н о. П атр и о ти ч еск и н ас тр о -
енны е петербургские ш веды вы со-
ко ц ен и ли п росветительскую д ея-
тельность К аянуса.
Ш В Е Д С К И Й О П Ы Т
В Р О С С И И :
Р Е Ф О Р М Ы
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Г О
У П Р А В Л Е Н И Я И А Р М И И
П ри проведении реф орм Петр I
ш ироко использовал западноевро-
пейский опыт. В государствен н ом
строи тельстве и п р ео б р азо ван и ях
в арм и и - более всего ш ведский.
П ри этом он не слепо копировал, а
п р и сп о саб л и вал ш ведскую си сте-
м у к росси й ски м условиям .
П етр создал в Р о сси и бю рок-
р ати ч еск у ю систем у, к о то р ая , со
всем и п р и су щ и м и ей п л ю сам и и
м инусам и, просущ ествовала очень
долго, оп редели в на м ногие годы
п р и м ат го су д ар ствен н ы х и н те р е-
сов над частн ы м и . Б ы л и у тв ер ж -
дены регламенты , столь ж е деталь-
ны е и столь ж е строгие, как воен -
ные. «Л аком ство» и «похлебство»
(т. е. в зя тк и и к о р р у п ц и я) сч и та-
л и сь п р есту п л ен и я м и «вящ ее и з -
м ен ы ». Н и до, н и п о сл е П етр а в
Р оссии не издавалось такого к о ли -
чества указов о см ертной казн и за
долж ностны е преступления.
В оенная реф орм а в особенно-
сти опиралась на ш ведский опыт.
Ш в е д с к а я а р м и я бы л а о д н о й из
сильнейш их в Европе, П етр хоро-
ш о п он ял это в ходе военны х дей-
ствий. П ри подготовке В ои н ски х
а р т и к у л о в р у с с к о й а р м и и б ы л и
47
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 46 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст