С
троительство и архитектура
скому величеству угодно было на-
чертать: “Представить мне проект
фасада пятипролетного моста”».
Последовали дополнительные об-
суждения вариантов шести- и пя-
типролетного моста с точки зрения
финансовых затрат и общего вида
его. Снова оживилась конкуренция
среди авторов проектов, а комис-
сия снова рассматривала дела.
23
июня 1910 года Городская
дума, обсудив новый доклад Го-
родской управы, постановила:
«1. Одобрить проект пятипролет-
ного моста Общества Коломенско-
го завода и поручить господину го-
родскому голове представить фа-
сад моста, в установленном поряд-
ке, на высочайшее его императорс-
кое величества благовоззрение и
2. В случае высочайшего одобре-
ния означенного фасада, поручить
Городской управе заклю чить с
правлением Общества Коломенс-
кого завода самый договор на по-
стройку означенного моста на ос-
нованиях, одобренных Городскою
думою и утвержденных господи-
ном министром внутренних дел
для ш естипролетного моста, на
сум м у всего 4 400 000 рублей».
Второй пункт этого постановле-
ния - о заклю чении договора с
К олом ен ски м заводом - очень
усложнил ход событий. Высочай-
шее одобрение проекта как обяза-
тельное условие для договора мог-
ло состояться только при предва-
рительном одобрении Думой и ут-
верждении министра внутренних
дел, а этим утверждениям должно
предшествовать принятие Городс-
кой управой, а изначально - Э кс-
пертной комиссией. Экспертная
комиссия не принимала вариант
оформления моста архитектора
высочайшего двора Р. Ф. Мельце-
ра. Государь император требовал,
чтобы фасад моста был представ-
лен «с подробно разработанными
архитектурными украшениями».
9
августа 1910 года городской
голова препроводил градоначаль-
нику «для поднесения на высочай-
шее благовоззрение» переработан-
ный Р. Ф. Мельцером фасад пяти-
пролетного моста Общества Коло-
менского завода. На всеподданней-
шем докладе градоначальника Н и -
колаем II было начертано: «Одоб-
ряю. В Царском селе, января 15 дня
1911 года». На подлинном черте-
же с общим видом моста, передан-
ным для исполнения на Коломенс-
кий завод, поставлена дата «25 ок-
тября 1911 года» и резолюция:
«Найден соответственным удов-
летворительным».
12
февраля 1911 года был зак-
лючен договор о строительстве
Дворцового моста между Городс-
кой управой Санкт-Петербурга и
Коломенским маш иностроитель-
ны м
заводом
Подмосковья:
«Санкт-Петербург, 1911 года, фев-
раля 12 дня. М ы, нижеподписав-
шиеся, Санкт-Петербургское го-
родское управление в лице Город-
ской управы - с одной стороны, и
Общества Коломенского машино-
строительного завода - с другой,
заключили настоящий договор о
нижеследующем: Общество Коло-
менского завода, на основании сего
договора и приложенного к нему
утвержденного фасада Дворцово-
го моста, технических условий и
одобренного к осуществлению эс-
кизного проекта, принимает на
себя производство всех работ по
постройке постоянного Дворцово-
го моста через реку Неву и приле-
гающих к нему съездов, под наблю-
дением и руководством Городской
управы и лиц технического надзо-
ра. Все работы должны быть вы-
полнены из русских материалов,
русскими рабочими и русскими
инженерами; мост должен быть
сдан в эксплуатацию 15 октября
1913 года».
К договору был приложен эс-
киз фасада и план моста, состав-
ленный инженером А. П. Пшениц-
ким и художником-архитектором
Р. Ф . М ельцером, которы й был
одобрен царем 15 января 1911 года.
Но дискуссии по поводу архитек-
турного оформления моста про-
должались, т. к. Экспертная комис-
сия отвергала мельцеровские боль-
шие фонари-башни, предлагаемые
для быков № 3 и № 4 разводного
пролета. Они поднимались на 14
саженей, воспринимались зримо
выше окружающих зданий, вклю-
чали в себя подъемную машину для
людей и имели балкон вокруг фо-
наря. Основание фонарей украша-
лось сложной скульптурой.
Очень затрудняло изменение
каких-либо архитектурных дета-
лей моста то обстоятельство, что
эскизный проект с такими фона-
рями-башнями 15 января 1911 года
был одобрен императором. Требо-
Проект фонарного столба для
быков № 3 и 4 разводного пролета.
Арх. Р. Ф. Мельцер. 1910 г.
валось вновь получить высочайшее
согласие на новый вариант, а это
значило, что придется пройти рас-
смотрение и получить одобрение
на всех предшествовавших инстан-
циях. Потребовались двухлетние
очень сложные переговоры и пере-
писка по поводу вариантов осве-
тительных столбов и снабжения
электричеством трамваев, которые
к тому времени вытеснили конку.
Р. Ф. Мельцера вынудили пе-
ределать проект доказательством,
что четыре высоких фонаря-баш-
ни, помимо нарушения размерной
гармонии, не обеспечат равномер-
ное и достаточное освещение мос-
та и вызовут значительные допол-
нительные расходы. 5 ноября 1912
года в договоре с Городской упра-
5
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 4 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст