М
ногонациональный Петербург
50
М » 1 |
1 ___
!ів] ■ ■а
*1
Зі »
■ Iі * 1
«Нобелевский городок».
На переднем плане - резиденция Нобелей. Арх. Карл Андерсон.
На заднем плане - завод.
Из кн.: Янгфельдт Б. Шведские пути в Санкт-Петербург
(Стокгольм; СПб., 2003)
Эммануил Нобель.
1893 г.
Из кн.: Янгфельдт Б. Шведские пути
в Санкт-Петербург
(Стокгольм; СПб., 2003)
Н ю стадской у л и ц ей и С ам псони-
евским проспектом . К ром е п р о и з-
во д ствен н ы х зд ан и й там н ах о д и -
лась ж и л ая колония, где селились
рабочие завода. В 1901 году бы ло
п о с т р о е н о т р е х э т а ж н о е зд а н и е
ш колы для детей рабочих и Н арод-
н ы й дом . Р яд о м с Н ар о д н ы м д о -
м ом - о с о б н я к , где ж и л а се м ь я
Э м м ануила Л ю двиговича Н обеля,
последнего владельца завода.
П е р в ы й Н о б е л ь , И м м а н у и л
( 1 8 0 1 - 1 8 7 2 ) , в м о л о д о с т и бы л
ар х и тек то р о м и за н и м а л с я с т р о -
и т е л ь н ы м и п о д р я д а м и в С т о к -
гольм е. П осле бан к р о тства он п о -
к и н у л Ш вецию , год п робы л в Або,
а в 1838 году п р и ех ал в П етербург,
где завел м ехан и ческую м астер с-
ку ю , в с к о р е п р е в р а т и в ш у ю с я в
заво д . Во в р е м я К р ы м с к о й в о й -
ны завод вы п о л н ял заказы по и з -
готовлен и ю п одводн ы х м ин. П о с-
ле во й н ы к о ли ч ество заказо в со -
кр ати л о сь, ф и р м а обан кроти лась,
и И м м а н у и л Н о б е л ь в е р н у л с я в
Ш в ец и ю .
Иммануил Нобель.
1870 г.
Из кн.: Янгфельдт Б. Шведские пути
в Санкт-Петербург
(Стокгольм; СПб., 2003)
Три сы на И м м ан у и л а Н обеля
- Роберт, Л ю двиг и А льф ред - ро -
д и л и с ь в Ш в ец и и , п о д р о с т к а м и
приехали в Петербург, после отъез-
да родителей на родину остались в
н ем н а в с е гд а . М л а д ш и й сы н -
Э м иль - родился в П етербурге.
А льф ред Н обель (1 8 3 3 -1 8 9 6 ),
и сп о л ь зо в а в н ау ч н ы е и зы с к а н и я
хим иков Н. Н. Зи н и н а и В. Ф . П ет-
руш евского, р азр аб о тал п р и н ц и п
производства динамита, после чего
в нескольких странах основал ф аб-
ри ки по его изготовлению . В сем ир-
ную известность А льф ред Н обель
приобрел, завещ ав часть своего ог-
ромного состояния на пять еж егод-
н ы х п р ем и й : по ф и зи к е , х и м и и ,
ф и зи о л о ги и и л и м едицине, л и т е -
р ату р е, а так ж е за д о с ти ж ен и я в
деле о су щ ествл ен и я и дей м и ра и
с б л и ж е н и я н а р о д о в . А. Н о б е л ь
ум ер в 1896 году, п р ем и и н ач ал и
п ри суж дать с 1901 года еж егодно
на проценты с капитала учредите-
ля. К наш ем у врем ени число л ау -
реатов Н о бел евско й п р ем и и п р е -
вы сило 500.
Л ю д ви г Н о б ел ь (1 8 3 1 -1 8 8 8 )
наследовал дело отца в П етербур-
ге, владел заводом 30 лет, дал ему
свое и м я - М е х ан и ч еск и й заво д
« Л ю д ви г Н о б ел ь» . Э то н азван и е
сохранялось после см ерти Л ю дви-
га Н о б ел я ещ е 30 л ет (вп л о ть до
револю ции), когда хозяином заво-
да уж е бы л его сы н Эммануил.
С 1899 го д а за в о д « Л ю д в и г
Н обель» вы пускал двигатели к о н -
струкции Р. Д изеля. О ни бы ли и с-
пользованы впервы е в 1900-х годах
в русских кораблях. С этого начал-
ся век теплоходов, см енивш их п а-
р о х о д ы . Э м м а н у и л Л ю д в и го в и ч
принял российское подданство, ре-
ш ив навсегда соединить свою судь-
бу с Россией. Н о ж изнь слож илась
иначе: в 1917 году вся со б ствен -
ность Н обелей бы ла к о н ф и ск о ва-
на, он эм игрировал в Ш вецию .
Б Л А Г О Т В О Р И Т Е Л Ь Н А Я
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
Н О Б Е Л Е Й
Л ю двиг Н обель бы л одним из
учредителей Русского техническо-
го о б щ е ст в а и п о д д е р ж и в а л его
м атериально.
Э м м а н у и л Л ю д в и г о в и ч Н о -
бел ь п р о д о л ж и л и р а с ш и р и л не
только предприним ательскую , но и
бл аго тво р и тел ьн у ю д еятел ьн о сть
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 49 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст