М
ногонациональный Петербург
ци альн ом экран е п о казы вали «ту-
м анны е картины » (ди ап ози ти вы ),
устраи вали сь концерты . В Н ар о д -
ном дом е бы ла б и б л и о тек а с ч и -
тальней, би льярдная. В нем раб о-
та л и л ю б и тел ьс к и е к р у ж к и , с т а-
в и л и сь сп ектакл и . П о сети тел ям и
Н ар о д н о го дом а бы л и р аб о чи е и
сл у ж ащ и е не то л ь ко М ех ан и ч ес-
кого заво д а Л. Н о бел я, но и д р у -
ги х п р о м ы ш л ен н ы х п р ед п р и яти й
В ы боргской стороны .
Д И А Л О Г К У Л Ь Т У Р
В К О Н Ц Е X I X -
Н А Ч А Л Е Х Х В Е К А
В р а з в и т и е р у с с к о го б а л е т а
б о л ь ш о й в к л а д в н е с ш в е д с к и й
та н ц о в щ и к и б ал ет м е й сте р П ер-
Х ристиан Й огансон. Р о ди л ся Й о-
гансон в С токгольм е в 1817 году,
ум ер в П етербурге в 1903 году. В
течение двадцати лет (с 1840 года)
Й о га н со н бы л вед у щ и м т а н ц о в -
щ и к о м и м п е р а т о р с к о г о т е а т р а .
П осле этого он сорок лет п реп ода-
вал балетное искусство в балетном
у ч и л и щ е и с т а в и л с п е к т а к л и в
М а р и и н с к о м те атр е , п р о д о л ж а я
к ласси ч еск и е балетн ы е тр ади ц и и
М . И . П ети п а. Й о ган со н бы л о д -
н и м из у ч р ед и тел ей П етер б у р гс-
кого скан д и н авско го б л аго тво р и -
тельного общ ества, основанного в
1877 году.
К онец X IX - начало Х Х века -
период сильного увлечения в Р ос-
си и С к ан д и н ав и ей , ее л и т е р а т у -
р ой . О со б ен н о п о п у л я р н ы бы ли
ш вед А вгуст С тринберг и норвеж ец
Генрик И бсен.
П р о за и ч е с к и е п р о и зв е д е н и я
А вгуста С тр и н бер га п о яв и л и с ь в
русских переводах в 1890-х годах
и сразу завоевали успех среди ч и -
тателей и литераторов.
П ервы й в Р осси и спектакль по
пьесе С тринберга бы л поставлен в
театр е Я в о р ск о й (Н о в о м театр е)
осенью 1901 года. П ьеса «П реступ -
л е н и е
и
п р е с т у п л е н и е »
б ы л а
встречена не особенно восторж ен -
но. Ч ерез три года в Н овом театре
со сто ял ась п р ем ьер а вто р о й п ь е-
сы С тринберга - «О тец», она п р о -
ш л а с тр и у м ф о м . О д н о в р ем ен н о
та ж е п ь е с а б ы л а п о с т а в л е н а в
А л ек сан д р и н ск о м театре. С этой
пьесой Н овы й театр ездил на гас-
троли в П ольш у и А нглию , а А лек-
сан дри н ски й - по городам России.
В 1906 году в Н овом театре состо-
ял ась прем ьера пьесы С тринберга
«Г раф и н я Ю ли я». П ьесы С т р и н -
бер га в п о с л е д с т в и и с т а в и л и с ь в
разн ы х городах России, но п ер во -
о т к р ы в а т е л е м его д р а м а т у р г и и
бы л П етербург.
С Е В Е Р Н Ы Й
М О Д Е Р Н
Ф . Л И Д В А Л Я
Н а рубеж е X IX и X X веков в
а р х и т е к т у р е с ф о р м и р о в а л с я н о -
в ы й сти л ь - м о дер н , что зн а ч и т
«новы й». Д л я П етербурга бы л х а-
рактерен «северн ы й м одерн», п о -
л у ч и в ш и й р а с п р о с т р а н е н и е и в
С к ан д и н ав и и . Д л я этого н а п р а в -
л ен и я характерн а суровость и л а-
коничность архитектурного обли -
к а зд ан и й , в о б л и ц о в к е к о то р ы х
ш и р о к о и с п о л ь з о в а л с я м естн ы й
м атер и ал - гран и т. П оэтичность,
р о м а н т и ч е с к у ю п р и п о д н я т о с т ь
зд ан и ям придаю т и зогнутость л и -
н и й ,
р а с т и т е л ь н ы й
о р н а м е н т ,
а с и м м е т р и я , н е о б ы ч н ы е ф о р м ы
оконны х проем ов. В скульптурном
дек о р е х ар ак тер н ы север н ы е м о -
ти вы - и зо б р аж ен и я сов, зайцев,
л и си ц , м едведей.
О дним из я р к и х п ред стави те-
лей петербургского «северного м о-
дерна» бы л ш вед Ф едор И ванович
Л идваль. В течение 20 лет он стро-
ил в П етербурге здания в этом сти-
ле. П рограм м н ы м п рои зведен и ем
м одерна м ож но считать ж и лой дом
при ш ведской церкви Св. Е катери-
ны. Л учш им доходны м домом, по-
строенны м Ф . Л идвалем , считает-
ся сквозной ж и лой ком п лекс гра-
Федор Лидваль.
Начало ХХ в.
Из кн.: Янгфельдт Б. Шведские пути
в Санкт-Петербург
(Стокгольм; СПб., 2003)
ф а М. П. Толстого (наб. Ф онтанки,
5 2 -5 4 , Т роицкая ул., 1 5 -1 7 ).
Ф . Л и д в ал ь во зв ел м о н у м ен -
та л ь н о е р е с п е к та б е л ь н о е зд ан и е
А зовско-Д онского ком м ерческого
банка (Б о л ьш ая М орская ул., 3 -5 ),
сейчас в нем р азм ести л ась Ц ен т-
р ал ьн ая м еж дугородн ая тел еф о н -
ная станция. О сущ ествил внутрен-
нюю переделку и н адстройку гос-
ти н и ц ы «Е вр о п ей ско й » , им бы ла
спроектирована и построена гости-
н ица «А стория».
Ю ж н о е
С р е д и зе м н о е
м о р е
объединило леж ащ и е вокруг него
страны в ареал средизем ном орской
культуры . П одобную роль и грало
(и продолж ает играть) для С евер-
ной Е вропы Б алти й ское море, к о -
т о р о е м о ж н о н а з в а т ь С е в е р н ы м
С редизем ны м морем. В настоящ ее
врем я единство интересов балтий-
ски х стран все более осо зн ается.
П ет ер б у р г о р ган и ч ес к о й частью
входит в это содруж ество. ■
52
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 51 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст