И
ностранцы в Петербурге
О миссии лорда Г.
РедстоКа
в Петербурге
В. А . Бачинин
Ф е н о м е н л о р д а Г. Р е д с т о к а
вместе с тем ой евангельского дви -
ж ения, возн и кш его в 1870-е годы
в к р у га х в ы с ш ей п е т е р б у р гс к о й
ар и стократии , край н е слабо о све-
щ ен в соврем енной истори ческой
и религи оведческой ли тературе.
Е в а н г е л ь с к о е
р е л и г и о з н о -
гр аж д а н ск о е п р о б у ж д е н и е в П е -
тербурге 1870-х годах - важ ное и
п о у ч и т е л ь н о е я в л е н и е в ж и з н и
Р о с с и и , т р е б у ю щ е е к себ е п р и -
с т а л ь н о го
и с с л е д о в а т е л ь с к о г о
вним ания. О но интересно тем, что
п р о и сх о д и л о п од в л и я н и е м двух
важ н ы х со ц и ал ьн о -и сто р и ч еск и х
ф акторов. П ервы й - это рели ги оз-
ны й кризис, важ нейш ей составля-
ю щ ей к оторого бы л к р и зи с го су -
дарственного православия. Второй
- процесс становления российско-
го граж данского общ ества.
С вн еш н ей сто р о н ы п о л о ж е -
ние п равославн ой Ц еркви, п ребы -
в а в ш ей п од о п ек о й го су д ар ства,
бы ло в тот п ер и о д вп о л н е б л аго -
получны м . В ее р асп оряж ен и и н а-
х о д и л и сь п очти сем ьд есят ты сяч
х р ам о в и ч а со в ен , т р и с т а ты сяч
свящ ен н ослуж и телей . О ф и ц и ал ь -
н ая стати сти ка утверж дала, что в
ст р а н е о к о л о д е в я н о с т а м и л л и -
о н о в в е р у ю щ и х п р а в о с л а в н о г о
и сп оведан и я. В более чем ты сяче
м о н а с т ы р е й о б и т а л и о к о л о ста
т ы с я ч м о н а х о в и п о с л у ш н и к о в .
П р ави тел ьство еж егодно в ы д ел я -
ло н а н у ж д ы Ц е р к в и м и л л и о н ы
рублей. П од прям ы м п о п еч и тель-
ством Ц еркви в стране сущ ество-
в а л и п о ч ти со р о к ты сяч ш кол, в
которы х обучались около п о л у то -
ра м и лл и о н о в учащ и хся.
О дн ако этом у вн еш н ем у б л а-
гоп о л у чи ю со п у тств о вал о гл у б о -
к о е в н у т р ен н ее н еб л аго п о л у ч и е ,
суть которого заклю чалась в к р ай -
н ем о сл а б л е н и и н ач ал и ст и н н о й
христи ан ской духовности. П р аво -
славие не м огло сп рави ться с п р о -
цессом неуклонного духовного ос-
кудения, ж ертвой которого стан о-
ви ли сь самы е ш и роки е слои насе-
Лорд Г. Редсток
лен и я, п р ед стави тел и всех со сло-
ви й . М н о ги е из тех, кто ж аж д ал
д у х о в н о й п и щ и и р е л и г и о зн о г о
утеш ен и я, не н ах о д и л и и х в лоне
п р а в о с л а в н о й Ц е р к в и и в ы н у ж -
дены бы ли п р еб ы вать в духовн ой
п у стоте.
К ан адски й и сследователь Э д-
м унд Х ейер так писал о рели ги оз-
ной ситуации в Р осси и во второй
п о л о в и н е X IX века: « О сн о в н у ю
п р и ч и н у р е л и г и о з н о г о к р и з и с а
сл ед у ет и с к ат ь в о б с к у р а н ти зм е
оф ициальной церкви, в ее невеж е-
ственном духовенстве, которое не
см о гл о у д о в л е тв о р и ть д у х о в н ы е
потребности населения и его р ел и -
ги о зн ы е у с т р е м л е н и я . Н е ж е л ая
п р о в е сти р еф о р м ы , в р езу л ь та те
которы х лю ди бы начали ж ить н а-
сто ящ ей р е л и ги о зн о й ж и зн ью , и
будучи не в состоянии обеспечить
духовн ы е н асущ н ы е п отр ебн о сти
п росты х лю дей, не говоря уж е об
образованны х, р усская о ф и ц и аль-
н а я ц е р к о в ь п р о д о л ж а л а свою
ср едн евеко ву ю тр ади ц и ю , с т а р а -
ясь лю бой ценой уберечь народ от
в л и ян и я западной Е вроп ы »1.
Р елигиозны й кризис бы л след-
ствием м ногих обстоятельств, св я-
зан н ы х с осо б ен н о стям и р усской
п о л и ти ч еск о й , с о ц и а л ьн о й и д у -
ховной истории. С реди них на п ер-
вое м есто следует поставить ф акт
дл и тел ьн о го п р еб ы ван и я Ц еркви
под бю р о кр ати чески м гнетом а в -
то р и тар н о -сам о д ер ж авн о го го су -
дарства. У держ ивавш ее ее на п р о -
т я ж е н и и п о ч т и д в у х с т о л е т и й в
подневольном полож ении государ-
ство лиш ило ее нравственны х сил
и важ н ы х ду ховн ы х качеств. О д -
н и м из сви детел ьств вн у тр ен н и х
д е ф о р м а ц и й д у х о в н ы х стр у к т у р
православной Ц еркви явл ял о сь то
упорство, с каким она преследова-
л а лю бы е п р о явл ен и я х р и сти ан с-
кого и н аком ы сли я и инаковерия.
К р и з и с
п р а в о с л а в и я
и м ел
в аж н ы е п о сл е д с тв и я . С ам ы м з а -
м етн ы м среди н и х я в и л о с ь ев ан -
гельское пробуж дение в среде сто-
л и чн о й ар и сто к р ати и и в к р есть -
ян ски х низах ю га России. Е сли бы
го су д ар ствен н ая Ц ерковь не п р е-
бы вала в кри зи сн ом п олож ении и
не отто лкн у л а бы от себя м н о ж е-
ство р у сс к и х душ , вв ер гн у в их в
состояние духовного неблагополу-
чия, то успех неправославного хри -
стианства, бы строе и ш ирокое рас-
п р о с т р а н е н и е
п р о т е с т а н т с к о г о
евангелизм а в Р оссии бы ли бы зат-
руднительны .
Е в а н ге л и зм п о з в о л я л у в е р о -
вать в И исуса Х риста всем тем, кто
этого ж елал, но по к аки м -то п р и -
чинам не мог. Е вангельским и хри -
с т и а н а м и с т а н о в и л и с ь р у с с к и е
лю ди, которы е не смогли прийти к
вере через православие.
Н овую откры вш ую ся возм ож -
ность сразу ж е оценили очень м но-
гие. С трем лен и е во сп о л ьзо ваться
ею порой приним ало парадоксаль-
н о -ко м и ч еск и е ф орм ы . О б одной
и з н и х о с т а в и л с в и д е т е л ь с т в о
ф р ан ц у зск и й ди п лом ат и л и те р а-
тор М ельхиор де Вогюэ. О н писал
н а р у б е ж е
1 8 7 0 -1 8 8 0 -х го д о в:
« Н е д а в н о в С .-П е т е р б у р г е двое
х о рош о одеты х м у ж ч и н , по всей
видим ости, респ ектабельн ы х п р о -
давцов, п ош ли на одно из тех ре-
59
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 58 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст