С
троительство и архитектура
6
вой Р. Ф. Мельцер назначил сроки
исполнения исправленных проек-
тов, чертежей, смет, а Городская
управа назначила сроки и суммы
выплаты ему гонорара за уже про-
деланную до заключения договора
работу и за возлагаемые на него
обязанности до полного окончания
постройки моста (общей суммой
55 216 рублей).
6
февраля 1914 года член Пет-
роградской городской управы, за-
ведующий делом надзора за пост-
ройкой Дворцового моста сооб-
щил Р. Ф . Мельцеру о необходи-
мости в трехмесячный срок выпол-
нить и представить проект моста (с
чертежами) по варианту № 5, пред-
ложенному Экспертной комисси-
ей. На больших быках предполага-
лось поставить такие же фонари,
как и на малых. Кроме того, пока-
зать способ подвески трамвайных
проводов на эти же фонари.
Ссы лались на то, что такие
фонари были показаны на проекте
и «были предложены согласно вы-
сочайше одобренному проекту».
Р. Ф . Мельцер категорически воз-
ражал против установки малых
фонарей на толстые быки, как «со-
вершенно неудовлетворительные в
художественном отношении, пото-
му что большие, ш ирокие быки
обязательно требуют более мону-
ментальных масс». Тем не менее им
был составлен проект на вариант
№ 5, но было составлено еще два
варианта и один эскиз большого,
монументального фонаря, конст-
рукцию и украшение которого он
значительно упростил. В эскизном
проекте варианта № 3 упрощенно-
го большого фонаря скульптурные
фигуры у четырех фонарей он за-
менил четырьмя чеканными золо-
чеными орлами, обращенными к
воде. Орнаменты под полотном
моста были исклю чены, кроме
средних пролетов. Чугунная решет-
ка (вместо кованой) на закругле-
ниях у фонарей была заменена ка-
менными балюстрадами.
Д ля
подвески
проводов
Р. Ф. Мельцер разработал особый
способ, прикрепляя их к большим
и малым фонарям, поставленным
на быках и береговых устоях. Экс-
пертная комиссия большинством
голосов согласилась принять вари-
ант № 3 архитектурного оформле-
ния моста Р. Ф . Мельцера. В зак-
лючении Общего присутствия Го-
родской управы от 24 февраля 1915
года сказано: «Рассмотрев настоя-
щее дело и соглашаясь с заключе-
нием Экспертной комиссии о том,
что и в архитектурном отношении,
и в смысле экономичности, наибо-
лее предпочтительным является ва-
риант № 3, Общее присутствие по-
лагает, со своей стороны, остано-
виться на этом варианте, с доассиг-
нованием требую щ ихся 119 880
рублей, каковые отнести на К об-
лигационный заем, с временным по-
заимствованием означенной сум-
мы, с разрешения министра внут-
ренних дел, из кассовой наличнос-
ти VIII облигационного займа».
Строительство же моста нача-
лось еще в конце 1911 года по про-
екту инженера путей сообщения
А. П. Пшеницкого, разработавшего
всю техническую сторону соору-
жения, а архитектурная часть до-
рабатывалась архитектором высо-
чайшего двора Р. Ф. Мельцером до
1915 года, пока, наконец, ни дого-
ворились остановиться на компро-
миссном варианте: на опорах раз-
водного пролета установить фона-
ри не столь грандиозные, как преж-
де, но и не такие, как на малых бы-
ках, а среднего размера, около
10 саженей высоты, и без скульп-
турного оформления.
Литые чугунные арки, изготов-
ленные на заводе Подмосковья,
прибывали водным путем и уста-
навливались на месте по створу
моста.
о
Проект упрощенного фонаря
для Дворцового моста
арх. Р. Ф. Мельцера.
1913 г.
Установленный срок оконча-
ния строительства моста (ноябрь
1913 года) выдержать было невоз-
можно по многим причинам (бо-
лее позднее начало работ, задерж-
ка в поставке металла для арок и
затруднения с доставкой готовых
арок, затянувшееся решение архи-
тектурных вопросов). Начавшаяся
Первая мировая война вовсе за-
тормозила строительство. Лиш ь к
концу 1916 года была готова вся
инженерная конструкция моста по
проекту А. П. Пшеницкого. Архи-
тектурное оформление моста даже
не начиналось. Н о город крайне
нуждался в надежной связи двух
берегов Невы в центральной час-
ти, поэтому на заседании Городс-
кой думы в октябре 1916 года ре-
шено было откры ть Дворцовый
мост для прохода и проезда в не-
достроенном виде, соорудив «вре-
менные» деревянные перила и по-
ставив стандартные чугунные стол-
бы для навеш ивания фонарей и
проводов для трамвая.
17
декабря 1916 года было про-
изведено испытание моста на проч-
ность: 34 грузовы х автомобиля,
каждый из которых с грузом имел
массу более 600 пудов, одновре-
менно въехали на мост, заняв все
его пролеты. Результат был благо-
получный. 23 декабря 1916 года
Дворцовый мост открыли. Торже-
ство было скромным, не было пред-
ставителей царской фамилии. Об-
становка в стране была напряжен-
ная: неудачная война, убийство
Распутина, смута в разных слоях
населения. Приглашенных прибы-
ло очень мало, не пришел даже го-
родской голова господин Делянов;
ленточку разрезал его заместитель
господин Демкин. Не было востор-
женных отзывов ни у присутству-
ющих, ни в прессе.
Дворцовый мост создавался в
крайне неблагоприятных условиях
для строительства такого сложно-
го и дорогостоящего объекта в го-
роде, поэтому неизбежными ока-
зались недоделки или отклонения
от исполнительного проекта. Так,
не выполненная гидроизоляция
при кладке опор разводного уст-
ройства и применение неустойчи-
вого к размыванию парланд-цемен-
та стали причиной просачивания
речной воды в колодцы, куда опус-
кались противовесы при подъеме
разводных крыльев моста. Со вре-
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 5 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст