И
ностранцы в Петербурге
болезни, к нем у при ш ло отч етли -
во е с о з н а н и е его г р е х о в н о с т и и
виновности перед Богом. О дин из
друзей (по другой версии, это был
п ротестан тски й м исси он ер) п осо-
ветовал ему м олиться С пасителю .
В р е з у л ь т а т е , по с о б с т в е н н о м у
п ризнанию Р едстока, он уверовал
в Х риста как в своего С пасителя.
С л е д с т в и е м м о л и т в и р а з -
м ы ш л ен и й я в и л с я р еш и т ел ьн ы й
перелом в болезни. О н н ачал в ы з-
д оравли вать, и когда болезн ь о к а-
за л а с ь п о за д и , м о л о д о й о ф и ц е р
п о чу вство вал сердцем и о тч етл и -
во п о н я л ум ом , что все, о т к р ы в -
ш ее ся ему, д о л ж н о с т а н о в и т ь с я
до сто ян и ем к ак м ож н о больш его
ч и с л а лю дей . Р е д с т о к о щ у ти л в
себе н ео д о л и м о е ж ел ан и е п р о п о -
в е д о в а т ь Е в а н ге л и е , д е л и т ь с я с
д р у г и м и л ю д ь м и с в о и м д у х о в -
ны м опы том .
В ж и зн и Р едсто ка стали п р о -
исходить не только внутренние, но
и вн еш н и е п ерем ен ы . О н п ро дал
м н оги е п редм еты роскош и , н ах о -
дивш иеся в его доме, и распустил
больш ую часть п р и сл у ги . В 1866
году в возрасте 33 лет он, будучи в
звании п олковника и им ея блестя-
щ ие перспективы для дальнейш ей
карьеры , оставил военную службу,
ч т о б ы ц е л и к о м п о с в я т и т ь се б я
делу благовестия.
В начале он проповедовал Е ван-
гел и е в А н гл и и , в п о сл е д у ю щ и е
годы м естам и его п р оп оведн и чес-
к о й д е я т е л ь н о с т и с т а л и г о р о д а
Ш веции, Д ании, Голландии, Ф р а н -
ции, И н ди и . В Ш вец и и к о р о лева
С оф и я п роявила больш ой интерес
к его п р о п о вед ям . В п о сл ед ств и и
они п остоянно переписы вались, и
это продолж алось на п р о тяж ен и и
десятилетий, вплоть до смерти к о -
р олевы (о ба у м ерли в один год с
разницей в несколько дней).
В Д ан и и через благовествова-
ние Редстока к Х ристу обратилась
принцесса Л уиза, ж ена коронован-
ного датского принца.
Во второй половине 1860-х го-
дов у Р едсто ка во зн и к л о н ам ер е-
н и е б л а г о в е с т в о в а т ь в Р о с с и и ,
против которой он воевал в К ры м -
ской кам пании. О дной из причин
этого ж елан и я бы ло то, что его об-
ращ ение к Б огу произош ло у рубе-
ж ей Р оссии, столь не похож ей на
евр о п ей ски е страны . О дн ако ему
хотелось, чтобы Б ог п ризвал его на
служ ен и е в Р оссию через кого-то
Княгиня Н. Ф. Ливен и ее семья
из ру сски х . П очти д еся ть л ет он
м оли лся об этом.
В н ачале 1870-х годов в П ар и -
ж е п р ои зош ла встреча Р едстока с
дам ой из вы сш его петербургского
света, ген еральш ей Е. И. Ч е р тк о -
вой. К н яж н а С. П. Л и вен в своих
м ем уарах так описы вала это собы -
тие: «В П ар и ж е он [Р ед сто к] го -
в о р и л в ч астн ы х дом ах, у зн а к о -
м ы х и всю ду нес ту ж е весть сп а-
сения. С реди его слуш ателей бы -
в ал и и р у сск и е д р у зья, больш ею
частью из вы сш его п етерб ургско-
го общ ества, которы х П ари ж все-
гд а п р и в л е к а л . О д н а ж д ы л о р д
Редсток, отп р авл яясь на такое со-
бран и е, п о ч у в ств о в ал себя н ех о -
рош о, в зя л и зв о зч и к а и о к азал ся
в дом е раньш е назначенного часа.
Туда случайно п ри ш ла дама, п р и -
н а д л е ж а в ш а я к о дн о й из ве тв е й
русского царствую щ его дома. О на
относилась отрицательно к пропо-
в е д н и к у -м и р я н и н у и, у зн ав, что
его ож идаю т, со б и р ал ась ран ьш е
у й т и , но л о р д Р е д с т о к я в и л с я
р ан ьш е врем ен и , и они п о н ево л е
в с т р е т и л и с ь . О н а, к ак с в е т с к и й
человек, лю безно п оздоровалась с
ним и сказала ему несколько слов,
он же, как верны й служ и тель Б о -
ж ий, не упустил случая сказать ей
о Х ристе. Его сл о ва ее за и н те р е -
совали, и она осталась. П осле п р о -
д о л ж и т е л ь н о й б е с е д ы о С л о в е
Б ож ием она сказала лорду Р едсто-
ку, что то, о чем он сегодня го во -
ри л в П ариж е, нуж но обязательно
сказать в П етербурге, и она п р ед-
л о ж и л а д л я это й ц ел и свой дом.
К ее с л о в а м п р и с о е д и н и л и с ь и
д р у г и е п р и с у т с т в о в а в ш и е р у с -
ские, го во р я, что и он и бы ли бы
сч ас тл и в ы его у сл ы ш а ть у себя.
Л орд Р едсток понял, что м ноголет-
н яя его м олитва услы ш ана и дверь
в Россию для него откры та. Теперь
он знал наверное, что врем я н аста-
ло и Бог туда его посы лает»4.
Редстоку дваж ды довелось по-
бы вать в России. П ервы й его п р и -
езд длился полгода, а второй - пол-
тора года. Весной 1874 года он п ри-
был в российскую столицу. Его пер-
вы е евангельские проповеди прохо-
дили в небольш ой англо-ам ерикан-
ской церкви на П очтам тской у л и -
це. Благодаря усилиям и связям Е.
И. Ч ертковой Редстока стали п р и -
глаш ать в аристократические сало-
ны петербургской знати. Так нача-
лась «салонная миссия» лорда-про-
поведника, которы й рассказы вал о
Х ристе и раздавал всем желаю щ им
книги Н ового Завета.
Р едсток никогда не п одчерки -
вал своей ден ом ин ац и он н ой п р и -
надлеж ности. Н а вопросы о его ве-
р о и сп овед ан и и и ц ер кви он о тве-
чал, что его вероисповедание - хри -
стианское, а церковь - Х ристова.
Н. С. Лесков, назы вавш ий Р ед-
стока самы м добры м и искренним
человеком , «Д он -К и хотом п р о п о -
ведн и чества», писал: « П оведен и е
Редстока всегда целомудренно, и он
не только в публичны х беседах, но
даж е в самы х интим ны х разговорах
никогда не касается н и каки х во п -
росов, где прим еш ана хотя бы м а-
лейш ая м ы сль нравственной нечи-
стоты или неправильной ж изни»5.
Тех, кто слуш ал Р едстока, п о -
раж ала простота и убедительность
его объяснений спасительной м и с-
сии Х риста. О н говорил об оправ-
д а н и и ч е л о в е к а вер о й в и с к у п и -
тельную см ерть Х риста, о необхо-
ди м ости п р о п о вед о ван и я Е ван ге-
л и я во всех концах зем ли и о важ -
н о ст и к а ж д о д н е в н о го о ж и д а н и я
вто р о го п р и ш е с т в и я С п а си т ел я .
Б уквально веруя во все, что сказа-
но в Е вангелии, он стрем ился п е-
редать это верование своим слуш а-
тел ям п р ям ы м и и п р осты м и сл о -
вам и . И в его сл о вах н и к о гд а не
бы ло ничего такого, что п р о ти в о -
речило бы общ ехристианским во з-
зрениям . И в этом см ы сле его п о -
зи ц и я бы ла неуязвим ой. Н а встре-
ч а х с н и м ср ед и п р и с у т с т в о в а в -
ш их часто р азд авал и сь возгласы :
61
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 60 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст