И
ностранцы в Петербурге
62
«К ак просто!», «К ак понятно!». Эта
ясность подкупала и располагала.
«Л орд-апостол» не только про-
п о вед о вал в ве л и к о с в ет ск и х го с-
тины х. О н п о ку п ал на свои сред-
ства больш ое количество книг Н о -
вого Завета, набивал им и глубокие
карм аны своего пальто и ш ел либо
в ночлеж ны е прию ты , либо разда-
вал к н и ги п р ям о на у л и ц ах всем
ж ел аю щ и м . П о к и д а я П етербург,
он, к ак п р ав и л о , о ст ав л я л своим
п о с л е д о в а т е л я м , к о т о р ы х с т ал и
назы вать «редстокистам и», по н е-
ск о л ьк у к о р о б о к Н о во го З авета,
что бы и во вр ем я его о тсу тстви я
распространение Б лагой В ести не
п ри остан авли валось.
В результате бесед-проповедей
«лорда-апостола», которы е он про-
водил на английском и ф р ан ц узс-
ком язы ках, п окаялись и встали на
путь еван гел и зм а м ногие сто л и ч-
ны е аристократы . П осле его отъез-
да это т п р о ц ес с п р о д о л ж ал с я . В
результате евангельским и х ри сти -
ан ам и стали и звестн ы й богач, от-
ст ав н о й гв а р д е й с к и й п о л к о в н и к
В. А. П аш ков, граф М. М. Корф , м и -
н и с т р
п у т е й
с о о б щ е н и я
гр аф
A.
П.
Б о б р и н с к и й ,
к н я г и н я
B. Ф . Гагарина, кн яги н я Н. Ф . Л и-
вен ,
в д о в а
ге н е р а л -а д ъ ю т а н т а
Е. И. Ч ерткова (урож денная граф и-
н я Ч ерны ш ева-К ругликова), кн яги -
н я Голицына с двумя своими доче-
рями, дочь поэта Д ениса Д авы дова
Ю . Д. Засецкая и ее м ладш ая сест-
ра, ставш ая впоследствии граф иней
Е. Д. Висконти, граф иня Е. И. Ш у-
валова, гр аф и н я М . И. И гнатьева,
б а р о н е с с а
Ю .
А.
З а сс ,
б ар о н
П. Н. Н иколаи и многие другие.
О со б ы й сл у ч ай п р о и зо ш ел с
в е л и к о й к н я ги н е й А л е к с а н д р о й
И о с и ф о в н о й , м атер ью в е л и к о го
кн язя К онстантина К онстантинови-
ча. В результате тяж елого заболе-
вания она ослепла. Ее сердце не зна-
ло смирения, и она постоянно роп-
тала на Бога за постигш ее ее несчас-
тье. К ней в М раморны й дворец ча-
сто п ри ходила еван гельская вер у -
ю щ ая, певица А лександра И ванов-
на П ейкер. В еликая княгиня лю би-
ла слуш ать ее пение и то, как она
читает и объясняет Свящ енное П и-
сание. В результате она покаялась и
приняла в свое сердце Х риста вм е-
сте с радостью спасения.
В кн и ге восп о м и н ан и й к н я ж -
ны С оф ьи Л и вен описы вается ха-
рактерная сцена евангельского бо-
Полковник В. А. Пашков
гослуж ен и я в петербургском ар и -
сто к р а ти ч еск о м дом е: «В н а р я д -
ном зале лю ди самы х разны х п ро-
ф е сс и й и с о с л о в и й , си д я в п е р е -
м еж ку на ш елком обтянуты х крес-
лах и стульях, вни м ательн о всл у -
ш и в а ясь в п р о сты е ев ан гел ьск и е
слова о лю бви Б ож ией. С обрание
с о п р о в о ж д ал о сь п ен и ем . В о к р у г
ф исгарм онии стояла группа м оло-
ды х девиц; они свеж им и голосам и
пели новопереведенны е с ан гли й с-
к о го я з ы к а е в а н ге л ь с к и е п есн и ,
призы ваю щ ие ко Христу. И х пение
сопровож далось м узы кой та л ан т-
ливой певицы и труж еницы на ниве
Б о ж и е й , А л ек са н д р ы И в а н о в н ы
П ейкер. Трое из этих м олоды х де-
вуш ек бы ли дочери хозяи н а дома,
П аш кова, трое - дочери м инистра
ю с т и ц и и , г р а ф а П а л е н а , и две
кн яж н ы Голицыны»6.
П очти все, кто посещ ал пропо-
веди Р ед с то к а и р а зм ы ш л я л над
ним и, задавались вопросом о п р и -
чи н ах и х у ди ви тельн ой дей ствен -
ности. С воей вн еш н ей ск р о м н о с-
тью и н е п р и т я за т е л ь н о с т ь ю они
п р ед ставл ял и собой рази тел ьн ы й
к о н тр ас т п ы ш н о м у вел и ко л еп и ю
х р а м о в ы х б о го с л у ж е н и й п р а в о -
славны х свящ енников. Н о тем р а-
зительнее бы ла сила производим о-
го и м и э ф ф е к т а . « Т ан ц евал ь н ы е
залы превратились в м олитвенны е
пом ещ ения, зап о лн явш и еся ар и с-
тократам и и их прислугой, город-
ским и рем еслен н и кам и , о ф и ц ер а-
м и и студентам и. П о др аж ая п р и -
м еру Р едстока, м ногие н ач ал и во
и м я Х ри ста пом огать бедны м д у -
ховно и м атериально, ходатайство-
вать за тех, у кого возн и кали к о н -
ф л и кты с властям и . О н и посещ а-
ли нуж даю щ ихся на заводах, ф аб-
риках, в больницах, тю рьмах, стро-
и л и в своих п ом естьях больн и ц ы
и ш колы , а в столице - м еб ли р о -
в а н н ы е д о м а и н е д о р о ги е к а ф е -
кондитерские для бедны х»7.
П римечательно, что если в П е-
те р б у р ге м о л и т в ен н ы е со б р ан и я
р ед сто к и сто в п р о х о д и л и в более
чем сорока домах вы сш их аристок-
ратов, то в М оскве, где преобладал
д у х т р а д и ц и о н н о го в и за н т и зм а ,
уси л и я евангельских п роп оведн и -
ков не им ели ни малейш его успеха.
Р едсток не стрем ился к созда-
нию новой обособленной ц ер к о в-
ной общ ины в П етербурге. О н не
и м ел такж е ц ел и вы в о д и ть кого-
ли бо и з-п о д в л и я н и я п р а в о с л а в -
ной Ц еркви. Свою м иссию он в и -
дел в том, чтобы приводить лю дей
к Христу.
О дин из главны х вопросов, за-
ним авш их сторонников и п р о ти в-
ников Редстока, заклю чался в ж е-
л ан и и п он ять, чем ж е п р о тестан -
тизм «лорда-апостола» при влекал
лю дей, которы е н о м и н ал ьн о сч и -
тались православны м и? Н. С. Л ес-
ков придал этом у вопросу острую
ф орм у довольно злого выпада: мол,
чем брал этот аристократ, в к о то -
ром не бы ло ни гран а ар и с то к р а-
тизм а, этот увалень, «с его сукон-
ны м язы ко м , ухваткам и яр м ар о ч -
ного коробей ни ка и сапож ищ ам и,
к о т о р ы м и он сту чи т, к ак л о ш ак
копы там и»? И писатель сам ж е от-
вечает н а свой вопрос, ф о р м у л и -
р у я п р и этом весьм а тон кое су ж -
дение. С уть его в том, что Редсток,
ко н еч н о же, ч р езвы ч ай н о ум ен и
давно понял, что и дея ар и сто к р а-
ти зм а соверш ен но и зж и л а себя и
что в деле еван гели зац и и она н и -
чего, кром е вреда, ему не принесет.
К этом у следует добавить, что
са м а п р и р о д а п р о т е с т а н т и з м а ,
п р о ч н о с в я за н н о го с н ар о д н ы м и
о сн о в ам и р е л и г и о зн о -гр а ж д а н с -
кой ж изни, с активностью пробуж -
д а ю щ е го с я г р а ж д а н с к о го о б щ е -
ства, несла в себе тенденцию к де-
м ократизации. И аристократ с м а-
н ер ам и д ем о кр ата в п о л н о й м ере
отвечал этой тенденции.
О б
ум е и то н к о м ч у т ь е Р е д -
стока свидетельствует и то обсто-
ятельство, что он, хотя и в равной
степ ен и не п р и н и м а л ни к а т о л и -
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 61 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст