И
ностранцы в Петербурге
ч е с т в а , н и п р а в о с л а в и я , о д н ак о
свое отнош ение к ним дем он стри -
р о вал п о-разн ом у. О тн о си тел ьн о
к а т о л и к о в он у тв ер ж д ал , ч то и х
ц е р к о в ь , за п р е щ а ю щ а я ч т е н и е
С л о в а Б о ж ь его , с к р ы в а ю щ а я от
п р и х о ж ан гл авн ы й и ст о ч н и к и с -
тины , не яв л я е тс я церковью Х р и -
сто во й . Ч т о к а с а е т с я В о сто ч н о й
Ц ер к ви , то он с р у с с к и м и о н ей
н и к о гд а не го вори л. Э то, однако,
не м еш ало ем у к р и ти ч еск и о тн о -
си ться к русском у д у ховен ству и
сетовать на то, что в нем м ало эн ер -
гии и рвен и я к славе Б ож и ей и что
н а н ем л е ж и т в и н а за то со н н о е
р а в н о д у ш и е к вер е, к о то р о е так
пораж ает его в русских лю дях.
Б лаго дар я Р едстоку у м ногих
р у сск и х лю дей п р о б у д и л ся и н те -
рес к чтен и ю С вящ ен н о го П и с а -
ния. В Р оссии это бы ло в новинку.
В стране, п о л у ч и в ш ей х р и с т и а н -
ство из В и зан ти и , п р а в о с л а в н а я
Ц ерковь не создала необходим ы х
условий, для того чтобы верую щ ие
п о сто ян н о и зу ч ал и Б и бл и ю и у г-
л у б л ял и свое пон и м ан и е св ящ ен -
ного текста. Ч ерез Редстока ж е п е-
ред м н о ги м и о тк р ы л ась в о зм о ж -
ность приобщ ения к духовны м бо-
гатствам библейского текста. И это
сы грало весьм а значительную роль
в переходе образованны х ари сток-
ратов на п озиции протестантизм а.
В их лице светская, и н теллектуаль-
н ая Р о сси я впервы е обратилась к
дотоле ей п очти н еведом ы м б и б -
лейским основаниям своего духов-
ного бы тия.
З н авш и е Р едстока говорили о
его
р е л и г и о з н о -п о л и т и ч е с к и х
в згл яд ах к ак о сам ы х см и р н ы х и
сугубо евангельских. О н бы л п ро-
тивником тех, кто ратовал за непо-
корность властям , но при этом и з-
бегал прений с социалистами, ан ар-
хистам и, н и ги ли стам и и прочим и
р ад и кал ам и .
О т н о ш е н и е к Р е д с т о к у и м -
п ер с к о й в л а с т и и сто л и ч н о й о б -
щ ес тв е н н о ст и бы ло н е о д н о зн а ч -
ны м . С разу ж е п осле его п о я в л е -
н и я в П ет ер б у р ге не за м е д л и л и
обнаруж иться как его п ри вер ж ен -
цы , так и я р о с тн ы е п р о ти в н и к и .
Б о л ь ш и н с т в о в ы н у ж д е н о б ы л о
п р и зн ать соверш енно особы й, н е-
в и д ан н ы й у сп ех его п р о п о ведей .
Н е редкостью бы ли таки е суж де-
ния: «Е сть нечто дивное в том, что
успевает делать Р едсток с тем и во
всех о тн ош ен и ях скудн ы м и сред-
ствам и, с как и м и , каж ется, н и ч е-
го бы н ел ьзя сделать, а тем более
п о вл и ять на холодны е себялю б и -
вы е н ату р ы лю дей с л о сн ящ ей ся
кож ей и гнать их в норы и трущ о-
бы, где стр ад ает и ги б н ет зл о п о -
л у ч н а я н и щ ета. К ако в бы он н и
был, но н и како й другой проп овед-
н и к ничего бы подобного с этим и
лю дьм и не сделал»8.
С П О Р Ы О Р Е Д С Т О К Е
М Е Ж Д У Ю Л И Е Й З А С Е Ц К О Й
И Ф Е Д О Р О М
Д О С Т О Е В С К И М
Ю л и я Д е н и с о в н а З а с е ц к а я
(1 8 3 5 -1 8 8 2 ) бы ла дочерью поэта,
героя О течествен н ой вой н ы 1812
года, легендарного гусара-партиза-
н а Д ен и с а Д ав ы д о в а. О н а м ного
си л о тд ав ал а б л а го тв о р и те л ьн о й
д е я т е л ь н о с т и и п е р е в о д а м к н и г
п ротестантских проповедников. В
1873 году она о сн овала п ервы й в
П етербурге н о члеж н ы й дом. П ос-
л е з н а к о м с т в а с Р е д с т о к о м она
вош ла в круг его наиболее ревнос-
тны х приверж енцев.
Ж ен а Ф . М. Достоевского, Анна
Григорьевна, сви детельствовала в
своих восп ом и н ан и ях, что Д о сто -
евский ценил Засецкую как умную,
добрую и милую женщину. Это, од-
нако, не меш ало им вести горячие,
хотя и дружеские, споры по поводу
ее религиозны х убеж дений.
В ф еврале 1874 года Ф . М. Д о -
с т о е в с к и й п р о в е л в е ч е р в д о м е
Ю . Д. Засец кой , где Р едсток вы с-
тупал с проповедью . О б этом вспо-
м инала ж ена писателя: «Ю . Д. За-
сец кая бы ла р ед стоки стка, и Ф е -
дор М ихайлович, по ее при глаш е-
нию , несколько раз присутствовал
п ри духовны х беседах лорда Р ед -
стока и други х вы даю щ и хся п р о -
поведников его учен и я»9.
Н е о б х о д и м о
п о д ч е р к н у т ь :
Р е д с т о к п р о п о в е д о в а л
не свое
учение. У него не бы ло своих, са-
м о сто я тел ь н ы х идей . Его беседы
и проп оведи н о си л и общ ий еван-
гел и за ц и о н н ы й х ар ак тер и бы ли
сосредоточен ы н а особой м и сси и
Х р и с та , п р о л и в ш е г о С во ю с в я -
тую к р о вь за чел о веч еск и е грехи
и ставш его д л я к аж д о го п о к а я в -
ш егося греш н и к а прям ы м , без п о -
с р е д н и к о в , х о д а т а е м п е р е д Б о -
го м -О тц о м .
Следующее посещение Ф . М. Д о-
стоевским п р о п о в е д и Р е д с т о к а у
Ю . Д. Засецкой состоялось в 1876
го д у во в р е м я в т о р о го п р и е з д а
«лорда-апостола» в П етербург.
С уть споров м еж ду Д о сто евс-
ким и Засецкой, о которы х упом и-
н а л а
ж е н а
п и с а т е л я ,
п е р е д а л
Н. С. Л есков в своих зам етках «О
к у ф е л ь н о м м у ж и к е.
..» , к о гд а их
участников уж е не бы ло в живых:
«Ф . М. Д остоевский заш ел раз су-
м еркам и к недавно ум ерш ей в П а-
риж е Ю ли и Д ен и совн е Засецкой,
у р о ж д е н н о й Д ав ы д о в о й , д о ч ер и
известн ого п ар ти зан а Д ен и са Д а-
вы д ова. Ф ед о р М и х ай л о в и ч з а с -
тал х о зяй к у за вы боркам и каких-
то м ест из со ч и н ен и й Д ж о н а Б у-
н и ан а
и н ачал друж ески укорять
ее за протестантизм и наставлять в
п р а в о с л а в и и . Ю л и я Д е н и с о в н а
б ы л а за в е д о м а я п р о т е с т а н т к а , и
одна
из всех лиц известного вел и -
косветского рели ги озн ого кр у ж ка
не скры вала, что она с православи-
ем покончила и присоединилась к
лю теранству*. Э то у нас для р у с-
ск и х не д о зв о л е н о и с о с т а в л я е т
н аказуем ое преступление, а пото-
Ф. М. Достоевский
* Н. С. Лесков не точен: Ю. Д. Засецкая не была лютеранкой. Писатель совер-
шает распространенную в прошлом среди православных россиян ошибку сведения
протестантизма к одной лишь из его форм, наиболее известной в Петербурге, -
лютеранству.
63
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 62 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст