об и сти н ах н аш ей ро дн о й п р ав о -
с л а в н о й ц е р к в и . “М р ак н е в е ж е -
ства” с обеих сторон бы л соверш ен-
но один и тот же».
С ледует п ри зн ать, что в этом
суж дении гораздо больш е основа-
тельности, чем в преж нем . Н о и в
нем п р и су тств у ет о ц ен о ч н ы й д е-
фект, поскольку ответственность за
отход от п р ав о сл ав и я полн остью
возлагается на тех, кто «отпал» от
него. И эта ж е ответственность со-
верш енно сним ается с п р аво сл ав-
ной Ц еркви, которой явн о недоста-
в а л о к а к и х -т о в а ж н ы х к а ч е с т в ,
чтобы удерж ивать всех чад в сво-
ем лоне.
Н есмотря на полемические вы -
пады Ф . М . Д остоевского в адрес
протестантов, следует отдать долж -
ное его честному признанию в том,
что он допускал присутствие в про-
тестан тски х и деях важ ного ф и л о -
соф ского содерж ания, «чрезвы чай-
но глу бо ки х и си л ьн ы х м ы слей».
П исатель не скрывал, что протестан-
тское учение врем енам и пораж ало
его «силой м ы сли и порыва».
ностранцы в Петербурге
О д н а к о Д о с т о е в с к и й о д н о -
врем енно при зн авал, что не м ож ет
п о х вастать п о н и м ан и ем сути тех
идей, которы е проп оведовал Р ед -
сток: «С обственно про учение л о р -
да трудно рассказать, в чем оно со-
стои т»15. Д ело, очевидно, не в том,
что содерж ание еван гели зм а Р ед -
стока не бы ло п он ятн о писателю .
П р и чи н а такого п р и зн ан и я, в к о -
т о р о м г о р а з д о б о л ь ш е э м о ц и о -
н ал ь н о го н е п р и я т и я , чем р а с с у -
дочного н еп о н и м ан и я, к о р ен и тся
в том , ч то Д о с т о е в с к и й бы л и с -
ти н н ы м х р и сти ан и н о м , зн авш и м
ж ивого Б ога. О н вер и л п о -н асто -
ящ ему, и вн утри него, в п ределах
его душ и и духа, ш ла и н тен си вн ая
в н у т р е н н я я р аб ота. О н су м ел не
просто п ри н ять п равославие, но и
з а п о л н и т ь и м в н у т р е н н е е п р о -
с т р а н с т в о с в о е го « я » . Е го с о б -
ствен н ое, в ы стр ад ан н о е п о н и м а -
ние п р аво сл ави я не бы ло «слабы м
и н и что ж н ы м » . И н о е дело те п е -
тербургские аристократы , которы е
до того ж и ли в состоян и я полуве-
р ы -п о л у н евер и я.
О бщ ее п о в ы ш е н и е д у х о в н о й
ак ти в н о сти в у сл о в и ях п о р еф о р -
м енной Р оссии оказалось в п роти -
воречии с пустотой и бесцветнос-
тью то й д у х о в н о й ат м о с ф е р ы , в
к оторой ж и л и м ногие п р ед стави -
тел и вы сш его света. О стр о та м и -
р о в о з з р е н ч е с к и х ,
р е л и г и о з н о -
н р ав ств ен н ы х , с о ц и а л ь н о -ф и л о -
соф ских проблем не касалась м но-
ги х и з н и х . Б о л ь ш и н с т в о с у щ е -
ствовало в состоянии безразличия
к р ел и ги о зн ы м воп росам . У спев-
ш ие внутренне отдалиться от хри -
стианства в его православной вер-
сии, они вдруг увидели через п ро-
поведи лорда Редстока его в совер-
ш ен н о и н ом свете. Б л а га я В есть
пронзила осты вш ие сердца многих.
Х ристос вош ел в них неож иданно
для них самих. П ротестант Редсток
соверш и л то, чего не см огли сд е-
л ать п р а в о с л а в н ы е св ящ ен н и к и .
В е л и к о с в е т с к и е с о зн а т е л ь н ы е и
б есс о зн ат ел ь н ы е б о го и с к а тел и с
сердечной радостью встали на сте-
зю протестантизм а, потом у что она
привела их к Христу.
1
Хейер Э. Религиозный раскол в среде российских аристократов в 1860-1900 годы. Редстокизм и пашковщина. М., 2002. С. 26.
2
Цит. по: Хейер Э. Указ. соч. С. 39.
3 Лесков Н. С. Великосветский раскол: Лорд Редсток и его последователи: (Очерк соврем. религиоз. движения в петерб. о-ве.
СПб., 1999. С. 32.
4 Ливен С. П. Духовное пробуждение в России: Воспоминания княжны С. П. Ливен. Чикаго, 1986. С. 8.
5 Лесков Н. С. Указ. соч. С. 85.
6 Ливен С. П. Указ. соч. С. 13-14.
7 Хейер Э. Указ. соч. С. 58.
8 Лесков Н. С. Указ. соч. С. 64.
9 Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1987. С. 278.
10 Лесков Н. С. О куфельном мужике и проч.: Заметки по поводу некоторых отзывов о Л. Толстом / / Лесков Н. С. Зеркало
жизни. СПб., 1999. С. 570-572.
11
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1981. Т. 22. С. 99.
12 Там же. С. 98.
13 Там же. Л., 1988. Т. 30. Ч. 2. С. 23.
14 Там же. Т. 22. С. 98.
15 Там же.
65
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 64 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст