менем заполнение колодцев водой
усиливалось, так что приходилось
постоянно прибегать к откачиваю-
щ им насосам. Ф ильтрация воды
особенно усилилась в связи с раз-
руш ением опор разорвавш ейся
вблизи моста авиабомбы в январе
1943 года.
Вскоре после начала эксплуата-
ции моста выявилась непрочность
деревянного настила на мосту. При-
ходилось ежегодно проводить ре-
монтные работы, пока не стали по-
степенно менять дерево на асфаль-
тобетон. Обнаружились смещение
береговых устоев и деформация
отдельных частей моста.
Требовалась доработка в кон-
струкции моста, устранение де-
фектов и изменение внеш него
вида. Созданный в сентябре 1939
года Архитектурно-строительный
экспертный совет (А С Э С ), в со-
ставе архитекторов Н. А. Барано-
ва, Д. Л. Кричевского, Б. Рубанен-
ко, предложил обязательные усло-
вия при составлении проектов ре-
конструкции Дворцового моста (с
1920 года называвшегося Респуб-
ликанским). На первом этапе пре-
образований по проектам «Лен-
мостотреста» предусматривались
смена ограждения, замена фонар-
ных столбов и светильников, пе-
рестройка павильонов управления
разводкой. В 1940 году начали ме-
нять деревянные перила на чугун-
ные, отлитые по проекту архитек-
тора Л. А. Носкова и скульптора
И. В. Крестовского. В 1941 году
продолжали монтаж чугунных ре-
шеток. В военные и первые после-
военные годы была возможность
делать только самое необходимое,
чтобы поддержать мост в рабочем
состоянии. В последующие годы,
вплоть до конца Х Х века, постепен-
но исполнялась программ а по
улучшению состояния Дворцово-
го моста, разработанная группой
экспериментального исследова-
ния
мостов
Н И С а Л И И Ж Т а ,
включавшая следующие первосте-
пенные работы:
переустройство гидроизоля-
ции моста (чтобы избежать филь-
трации речной воды в колодцы
опор и защ итить металлические
части от коррозии);
устранение деф ормации от-
дельных частей моста и берего-
вых устоев и укрепление их со-
членений;
троительство и архитектура
реконструкция механизмов
разводного устройства;
реконструкция опор разводно-
го пролета;
обновление электрооборудо-
вания, в частности, освещения мо-
ста, с заменой столбов.
На протяжении всех лет эксп-
луатации моста в той или иной
мере выполнялась работа по этим
пунктам. Добавлялась работа по
«текущему ремонту» (смена насти-
лов, поребрика, окраски, подсвет-
ки, смена рельсов трамвайной ли-
нии, а в 1997 году - ликвидация
трамвая).
Настало время капитальной
реконструкции Дворцового моста,
которая включена в генеральный
план города и поставлена на оче-
редь после реконструкции моста
им. Лейтенанта Шмидта, исполня-
емой в настоящее время. Ряд про-
ектных и научных организаций по-
лучил задание на разработку про-
ектов реставрации этого сложней-
шего объекта города. Пора позабо-
титься о воссоздании архитектуры
Дворцового моста, подготовленной
архитектором высочайшего двора
Р. Ф. Мельцером, получившей ут-
верждение Экспертной комиссии
29 декабря 1915 года и одобренной
Николаем II, при котором строился
мост. Сохранилось достаточно ма-
териалов по проекту архитектурно-
го оформления моста, отвечающего
задаче сделать Дворцовый мост «не
только утилитарно отвечающим
нуждам города, но и украшающим
центр города и соответствующим
красоте вблизи расположенных зда-
ний.
..», как того требовала конкурс-
ная комиссия 1908 года.
Литература
1. В Императорском Петроградском обществе архитекторов / / Зодчий. 1915.
№ 46. С. 469-470.
2. О постройке постоянного Дворцового моста: (Докл. Общ. присутствия Санкт-
Петерб. городской управы по отделу особых поручений от 4 декабря 1910 г.) / /
Известия Санкт-Петерб. гор. думы. 1910. № 44. С. 2204-2230.
3. Архив «Мостотреста». Папка № 40. Фасад пятипролетного моста, утвержден-
ного Государственной думой 23 июня 1919 г. (строительные чертежи). 1911 год.
4. О дополнительном ассигновании кредита на художественно-архитектурное
украшение постоянного Дворцового моста и его освещении по проекту, представлен-
ному архитектором по постройке моста Р. Ф. Мельцером: (Докл. Общ. присутствия
Санкт-Петерб. гор. управы от 4 сент. 1913 г.) / / Известия Санкт-Петерб. гор. думы.
1913. № 40. С. 271-294.
5. Об архитектурном проекте Дворцового моста: (Докл. Общ. присутствия
Гор. управы по 2-му столу, ч. 11 от 24 февр. 1915 г.) / / Известия Санкт-Петерб. гор.
думы. 1915. № 23. С. 2335-2348.
6. Второе рождение Дворцового / / Строительство и архитектура Ленинграда.
1977. № 10. С. 16-17.
7
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 6 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст