К
нига готовится к печати
Ирочка Тайманова.
Полька с мишкой
а р т и с т и ч е с к а я о б стан о вк а. О тец
ш ел работать на благо театрально-
го дела, м ам а у саж и вал а детей за
рояль, заним алась с ним и м узы кой
(со м ной ещ е и балетом ), а затем
стрем илась всей своей ж изнью до-
казать, что ее н есостоявш аяся к а -
рьера певицы и ли п и анистки до л -
ж н а во п л о ти ться в карьере детей.
О н а даж е го во р и л а: «Я в ы б р а л а
артистичны е имена. Старш его, н а-
прим ер, назвала М арк - это долж -
но бы ть звучно на аф иш е - М арк
Т айм анов».
Так и случилось. С пустя деся-
ти л ети я м ой брат доказал, что он
стал и зам ечательны м пианистом ,
п о л у ч и в ш и м от ф и р м ы « P h ilip s»
зван и е «Л учш его ф о р теп и ан н о го
д у эт а Х Х век а» вм есте со сво ей
ж е н о й и п а р т н е р ш е й Л ю б о вь ю
Б р у к - тон чай ш ей , о д у х о тво р ен -
ной п ианисткой. Ф и р м а «P hilips»
в ы п у с т и л а з о л о т ы е д и с к и э т и х
м у зы к ан то в , и сего д н я по всем у
м и р у с гордостью зву ч и т м у зы ка
этого дуэта. Н о, кр о м е того, м ой
брат успел прославиться и как к и -
н о гер о й , сы гр ав гл авн у ю р о л ь в
ф и л ьм е «К о н ц ер т Б етховен а», из
к о то р о го в ы ш л а з н а к о в а я п ес н я
«Э х, х о рош о в стр ан е со в етс к о й
ж ить». Только напомню , что ф ильм
этот вы ш ел в 1937 году, когда хо-
рош о ж и ть бы ло далеко не всем ,
ибо «черны е воронки» остан авли -
в а л и с ь п е р е д м н о ги м и д о м а м и ,
у н и ч то ж ая эл и ту р о сси й ск о й и н -
те л л и ге н ц и и , р о сс и й ск о й н ау ки ,
российской культуры и просто ты -
сячи ты сяч зам ечательны х лю дей,
п о ги б ш и х п о зж е в л агер я х .
.. Н о
красавец м альчик, учивш ийся тог-
да и в ш коле для особо одаренны х
детей п ри Л ени н градской кон сер-
вато р и и , уж е за н я л п ер во е м есто
н а к о н к у р с е . Е го ф о т о г р а ф и и -
пыш ноголового, ясноглазого м аль-
чика, с улы бкой, отм еченной дву -
м я обаятельны м и ям очкам и, печа-
тали сь во всех газетах наш его го-
рода, и к и н о р еж и с се р ы , с н и м а в -
ш ие ф ильм «К онцерт Бетховена»,
реш или, что и м ен н о он подходи т
им д л я главной роли. П риехали в
Тарховку, где отды хала мам а с М а-
р и ко м и то л ь ко что р о д и в ш и м ся
другим братом А ликом, и сказали:
«М ы хотим , чтобы ваш сы н п ои г-
р ал д л я н ас в ф у тб о л » . И М ар к
азар тн о собрал ко м ан ду и а р т и с -
тично сы грал в футбол. Затем они
послуш али, как он играл на рояле,
и у твер д и л и его н а главную роль
Я н к и в ф и л ьм е « К о н ц ер т Б етх о -
вена». К артина и м ела ко ло ссал ь-
ны й успех не только в России, но
п о л у чи л а «Гран-при» в П ари ж е в
1937 году. В годы печали и боли эта
к а р т и н а в о с п е в а л а о б р аз ж и зн и
советских детей. И действительно,
п араллельн о трагеди ям в С о ветс-
к ом С ою зе с л о ж и л а с ь т р а д и ц и я
пом огать творчеству наиболее спо-
собны х м алы ш ей. И х вы и скивали
в деревнях, в селах, и х при вози ли
в ш колы для одаренны х детей, их
обучали, им давали все возм ож но-
сти, стипендию . И надо отдать дол-
жное, эта «стезя», направленная на
во сп и тан и е зд орового тв о р ч еск о -
го поколения, проводилась неукос-
н и тельно чи н овн и кам и из разны х
ведомств. Только у м ногих из этих
детей не бы ло отцов или матерей,
отобранны х тем ж е государством .
Н о у М арка эта истори я бы ла
связан а только с двум я бли зки м и
п ап ы и м ам ы . Э то то ж е н ем ал о .
Б р ат отц а в одном к о н ц лагер е, а
м у ж м а м и н о й с е с т р ы и се с т р а
м ам ы - в другом л агере вм есте с
сы ном Ю рой. П реж де Л еонид Л я -
м ин зан и м ал огром ны й пост - он
возглавлял работу крупного Х аба-
ровского к р ая и бы л убеж денны м
комм унистом . О н верил в те идеа-
лы , к о т о р ы е п р о п о в е д о в а л а эта
идеология, он верил в то, что бед-
ны е стан у т богаты м и, что стр ан а
в о с ста н ет и з р азр у х и . В ери л, но
подчинился ж еланию м ам иной се-
стры Тоси венчаться в церкви. Это
бы ло преступлением для ком м уни-
ста. И в с к о р е Л е о н и д а Л я м и н а
вм есте с его ж ен о й ар е сто в ал и и
сослали в концлагерь, а в детдоме
остави ли его сы на Ю ру. И п ар ал -
лельно со счастливчиком М арком,
п реод олевавш и м «творчески е р у -
бежи» с завидной легкостью , в се-
мье п ояви лся ещ е один брат - дво-
ю родны й, ставш ий для нас родны м.
И мама, и папа после гибели Лео-
Кинокадр из фильма «Раздумья».
1965 г.
Борис Розумейко, Ирина Тайманова и Дмитрий Барков
81
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 80 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст