К
нига готовится к печати
82
Владислав Успенский.
1963 г.
нида Л ям и н а и А нтонины не побо-
ял и сь взять на воспитание ребенка
«врагов народа».
В о т л и ч и е от с о б с т в е н н о г о
сына, этот м альчик вкалы вал в сту-
л ь я у ч и т е л я м б у л а в к и , з а л и в а л
лавки чернилам и и всячески хули -
ган и л , п о то м у что п р и в ы к вести
себя так в детдоме. Р азн ы е м ал ь-
чики, но оба вы росли достойны ми,
и Ю ра позж е окончил прекрасное
Д зер ж и н ско е училищ е, стал оф и-
ц ер о м -п о дво д н и ко м , ди зели стом ,
к ап и та н о м вто р о го р ан га, п отом
начальн и ком военной ш колы , ум -
ницей, вы сокопорядочны м челове-
ком и
сы ном для моих родителей
- таким же, как родные.
Н о вернем ся к истории с «К он-
цертом Бетховена», сним авш им ся
в те ж е тяж елы е годы.
.. М ой брат
сы грал роль м аленького скрипача,
д е ся ти л етн е го сы н а зн ам ен и то го
проф ессора м узы ки, среди у чен и -
ков которого бы л и сы н рабочего
В ладик. И д ео л о ги я ф и л ьм а бы ла
в том, что проф ессор отказался от
зан яти й с сы ном рабочего, потому
что тот бы л не м ен ее тал ан тл и в,
чем его собственны й. П равда, при
этом в семье второго героя - В ла-
дика - родился м аленький брат, и
он не м ог ходить на уроки к п р о -
фессору. Это бы ла уж е вторая л и -
н и я . И т о гд а ч у д е с н ы й д о б р ы й
Я н к а (р о л ь к о то р о го и гр а л м о й
б р а т ) п о м о г м а л ь ч и к у с л у ш а ть
у р о к и своего отц а. В р езу л ь та те
поезд повез тал ан тл и вы х детей в
М оскву на конкурс. И Я нка, роль
ко то р о го и сп о л н и л М арк Т ай м а-
нов, победил. П ри этом он сам вы -
учи л каденцию своего друга В ла-
дика. И ф и льм заверш ается оп ти -
м и сти чески м и словам и: «П обеди -
ли наш и дети!»
Ф и л ь м прелестны й, его п о к а-
зы в а л и н е о д н о к р а т н о в те ч е н и е
50 л ет по телевизору, потом у что
даж е поезд - м ультипликационны й
поезд - весело вы брасы вая из к о -
лес нотки, поет: «Эх, хорош о в стра-
н е со в етс к о й ж и ть!» И там есть
строка «К расны й галстук с гордос-
тью носить, да, носить!» О дин из
ж у р н а л и сто в уж е у зн а м е н и то го
гр о ссм ей стер а М ар ка Т ай м ан о ва
спросил: «А что, дон оси ли и п и о -
н ер ы ?» П отом у что «да, н оси ть»
восприним алось в 37-м году одно-
значно в другом смысле.
С эти м ф и л ьм о м бы ла с в я за -
н а и др у гая и сто р и я. В ы ходец из
Р о сси и , зн а м е н и ты й а м е р и к а н с -
к и й скри п ач И саак С терн сказал
как-то м оем у брату М арку Т айм а-
н о ву : «Т ы зн аеш ь, у вас м н о ги е
х о р о ш о и г р а ю т н а с к р и п к е , но
м а л о к т о ещ е д е р ж и т к р а с и в о
скрипку. Вот я видел один ф ильм ,
он н а зы в а л с я “К о н ц ер т Б етх о в е-
н а ”, и там м ал ьч и к в е л и к о л еп н о
д е р ж а л с к р и п к у » . М ар к ч у т ь не
в ы р о н и л ч аш еч к у к о ф е из р у к и
сказал: «А зик, это бы л не скрипач,
это бы л я . Т олько м ен я у ч и л в е -
л и ки й м у зы кан т М ирон П оляки н
Ирина Тайманова.
1963 г.
и п о л т о р а м е с я ц а з а н и м а л с я со
м н о й , п о к а з ы в а я , к а к д е р ж а т ь
скрипку, к ак п р ав и л ьн о вы у ч и ть
ап п л и к ату р у в том эпизоде, в к о -
тором я играю . И я м ог сы грать тот
эпизод, но в ф и льм е за м ен я и гр а-
ет М ирон П о л яки н , а я ли ш ь и г-
р аю п о д ф о н о г р а м м у » . Н о та к
убедительно! С п у стя годы , когда
я с т а л а р е ж и с с е р о м и с н и м а л а
м н о ги х с к р и п а ч е й п о д и х с о б -
ственны е записи, то никто из них
не играл так убедительно, как м ой
брат в детстве.
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 81 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст