С
троительство и архитектура
жебные корпуса, декоративные и
утилитарные строения.
В интерьерах здания ясно про-
сматривается рука мастера, осо-
бенно в «китайской» комнате, -
всем известен ж ивописны й дар
Ринальди - вспомним в это же
время его работу в К и тай ском
дворце Ораниенбаума. И сполни-
телями тех работ были архитек-
тор Бартолиати, зять Растрелли,
и Венерони - декоратор, которы-
ми М . И. Воронцов остался очень
доволен и рекомендовал их К. Ра-
зумовскому. 18 сентября 1757 года
Анна Карловна Воронцова, в де-
вичестве Скавронская, в письме в
Глухов сообщала, что «отправля-
ет его с известными Вам архитек-
торами Бартилианти и Венерони»
и что они не могли раньше по при-
чине «начатого ими нынеш него
лета в прим орском доме моем
строении, до окончания которых не
можно было им отсюда отлучить-
ся»4. Как видим, осенью 1757 года
дом уже был построен.
Господский
дом
по
плану,
объемному решению и деталям ар-
хитектурного и пластического де-
кора производит двойственное
впечатление на некоторых специа-
листов: «.
..в нем соседствуют эле-
менты барочной и классической
архитектуры, но классическое пре-
обладает»5. Трехэтажное здание, в
плане прямоугольное, композици-
онно симметричное относительно
возвышающейся мансардной час-
ти в 3 окна. Центральный вход -
южный; северный, смотрящий на
залив, отличается лиш ь окнами
четвертого, мансардного, этажа -
они овальные. Первый этаж офор-
млен наиболее просто и строго, го-
ризонтальная тяга отделяет его от
второго и третьего этажей; углы и
простенки в центральной части
фасада украшены ш ирокими фи-
ленками с гладкими полями. Н а-
личники же первого и второго эта-
жей украшены замковыми камня-
ми. В центральной части фасада
над полуовальными окнами карниз
повторяет сложный рисунок верх-
ней части их наличников, образуя
красивую волнистую поверхность.
В оформлении фасада была и с-
пользована плоскостная обработка
стен с едва выступающими архи-
тектурными элементами - это и
пилястры тосканского ордера, и
лепные украшения.
Так кто же автор: Джузеппе
Трезини или Антонио Ринальди?
Сторонники авторства Дж. Тре-
зини полагают, что «трактовка ар-
хитектурных деталей совершенно
не характерна для Антонио Риналь-
ди»6 и что в общем характере и от-
дельных элементах архитектуры
этого здания есть черты, роднящие
его с Трехсвятительной церковью
на 6-й линии Васильевского ост-
рова, д. 11, архитектором которой
является Дж. Трезини.
Если сравнить снимки дачи и
этой церкви, сделанные примерно
в одном ракурсе, то действительно
выявится сходство: это и восьми-
гранный стройный вытянутый ци-
линдр с покатым невысоким купо-
лом, и карниз его, фронтоны вхо-
да, пилястры, обрамляющие вход
в здание и углы его, форма окон
(особенно первого и второго эта-
жей) и их наличники - все гово-
рит об одинаковом почерке авто-
ра. Н еобходимо отметить, что
именно восьмигранный, а не шес-
тигранный бельведер венчает эту
жемчужину Петергофской дороги,
как это указывается обычно в раз-
личных изданиях.
Но приморская дача - это уст-
ремленное ввысь, высокое, строй-
ное здание с изящными пилястра-
Господский дом М. И. Воронцова с юго-запада.
Фото Т. Н. Ладыгиной. 1999 г.
Церковь Трех Святителей Вселенских
9
История Петербурга. № 6 (34)/2006
предыдущая страница 8 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №34 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст