С
троительство и архитектура
10
ве - упрощ ать, обобщ ать и т. д.».
Таким образом, в архитектуре про-
возглаш ался ф ун кциональны й р а-
ц ионализм в планировке и объем -
н о-п ространственной ком позиции
и предельны й аскетизм в отделке.
Б о льш о е зн ачен и е п р и давали
к о н стр у к ти ви сты созданию ген е-
р ал ь н о го п л а н а к ак в а ж н ей ш его
ф актора создания нового города -
гл авн о й ц ел и к о н стр у к ти в и с то в .
Н о в отличие от М осквы в П етрог-
раде такой план не разрабаты вался
по п р и ч и н е уж е сущ ествовавш ей
регулярн ой застройки. К ак город,
с п л а н и р о в ан н ы й по ед и н о м у з а -
мыслу, он не нуж дался, по мнению
кон структи ви стов, в такой к о р ен -
ной реконструкции, как, например,
М осква. Г радостроительны е за д а-
ч и п е т е р б у р гс к и х а р х и т е к т о р о в
о гран и чи вали сь н аи более ц ел есо -
образны м у регули рован и ем ц ен т-
ра города. В програм ме урегулиро-
в а н и я П етрограда 1923 года речь
ш ла о «новой красоте города, про-
е к т и р о в а н и и н о в ы х а н с а м б л е й ,
п о с т а н о в к е н о в ы х п а м я тн и к о в » .
О д н а к о ф а к т и ч е с к и это о т н о с и -
л о сь к о к р а и н н ы м т е р р и т о р и я м
города, а в ц ен тр ал ь н ы х р ай о н ах
«следует по возм ож ности п р и дер-
ж и ваться сущ ествую щ их, и сто р и -
чески образовавш и хся рам ок».
Н овая архитектура завоевы ва-
л а б ы вш и е о к р аи н ы . « Н а н о вы х
м е с т а х гр я д у щ е е с т р о и т е л ь с т в о
будет свободнее в своих вы р аж е-
н и ях, и там оно скаж ет свое сво-
бодное слово», - писал в 1923 году
архи тектор Л . И льин. Н о свобода
вы раж ения архитекторов бы ла от-
носительной. В апреле 1923 года на
заседан и и К ом и сси и секци и к о м -
м ун альн ого х о зяй ства бы ла у ста-
н о вл ен а регл ам ен тац и я городско-
го стр о и тел ьства с р азб и вк о й го -
рода на зоны , так назы ваем ы е р е-
гу л яр н ы е п ояса. Д л я П етр о гр ада
бы ли п р и н яты четы ре зон ы с п о -
степенны м пониж ением этаж ности
зданий: адм инистративная, ж илая,
пригородная и рабочая.
К и ровски й рай он (в то врем я
он назы вался П утиловским , потом
- М о ско вск о -Н ар вск и м ) в 1920-е
годы я в л я л с я ч астью го р о да, но
в в и д у у д а л ен н о с ти от ц ен т р а он
считался рабочей окраиной. Здесь,
н а сво бо д н о й те р р и то р и и , м о гл а
во п л о ти ться идея к о н стр у к ти ви с-
тов - со зд ан и е го р о д а-сп у тн и к а,
г о р о д а -с а д а , и м ею щ его ед и н у ю
ин ф раструктуру, п рототи п со вр е-
м е н н о го м и к р о р а й о н а . И м е н н о
здесь в 1923 году в соответствии с
програм мой урегулирования пред-
п о л а г а л о с ь в о п л о щ е н и е « н о в о й
к р ас о ты го р о да» . Б ы л и сд ел ан ы
два проекта перепланировки П ути-
ловского района 1923 -1 9 2 4 годов.
П ервы й п р о ек т бы л создан ар х и -
текторам и Л. Тверским и С. С ера-
ф им овы м , они п ред п олагали к а р -
ди н альн ую р ек о н стр у кц и ю р ай о -
на. П роект М у зея города, в ы п о л -
ненны й под руководством Л . И л ь -
ина, о гр ан и ч и вал ся у р егу л и р о ва-
нием улицы С тачек только до Пу-
ти ловского завода. Н е вд аваясь в
п о д р о б н ы й ан а л и з тех п р о ек то в,
о тм еч у л и ш ь, ч то и м ен н о у л и ц а
(п о зж е - п р о сп ект) С тачек стала
тем п л а н и р о в о ч н ы м с т е р ж н е м ,
вокруг которого и велось в основ-
ном стр о и тел ь ство в тот период.
Улица С тачек бы ла запроектирова-
на ш ириной в 45 м етров с девяти -
м етровы м бульваром . Н о вы е ж и -
лы е дом а отделялись от проезж ей
части двойны м рядом деревьев.
С тр о и тел ьство в этом районе
началось в 1925 году с возведения
ж и лм асси вов на Т ракторной у л и -
це и С ераф им овского городка (оба
проекта разработали архитекторы
А. С. Н и ко л ь ск и й , А. И . Гегелло,
Г. А. С им онов). Н есм отря на то, что
их проектировали одни и те ж е ав-
торы , каж ды й из эти х ком плексов
о тли ч ался по своем у облику, п л а-
н и ровочном у реш ению , трактовке
фасадов, каж ды й их них им ел чер-
ты своеобразия и неповторим ости.
Н ебольш ая по протяж енности
Т р ак то р н ая у л и ц а п р о х о д и т п е р -
п ен д и к у л яр н о п р о сп екту С тачек.
Т рехэтаж ны е дом а обращ ены сво-
им и ф асадам и на Тракторную у л и -
цу и ч асти ч н о н а п р о сп ект. С т о -
ящ и е изолированно друг от друга,
они соединены м еж ду собой полу-
а р к а м и . З а м ы к а е т п е р с п е к т и в у
улицы торец одного из зданий, глу-
хая стена которого п росм атривает-
ся со сторон ы п р о сп екта С тачек.
П оп ы ткой п ри дать д и н ам и к у ф а -
садам служ ат вы ступаю щ ие п о л у -
циркульны е в плане эркеры , свое-
образие которы х в том, что в отли-
чи е от к ласси ч еск и х они ох ваты -
ваю т такж е и первы й этаж . Глад-
кие ош тукатуренны е стены проре-
заны квадратн ы м и и вы тян уты м и
по горизонтали окнами. Глади стен
п р о т и в о п о с т а в л я е т с я ф а к т у р н а я
отделка натуральны м кам нем цоко-
ля, обрам лен и я входны х дверей и
осн ован и я арок.
К о м п л е к с
С е р а ф и м о в с к о г о
го р о дк а н еско л ько о тл и ч ается от
застр о й ки Т ракторной улицы . О н
и м е е т п о к в а р т а л ь н у ю п е р и м е т -
ральную планировку с внутренни-
м и дворам и-скверам и. Н ебольш ая
этаж ность зданий - они такж е тре-
хэтаж ны е - делает внутренние дво-
ры светлы м и и просторны ми. Здесь
такж е и сп ользовалась постан овка
дом ов с р азры вам и , но соеди н ен -
ны м и уж е не п олуаркам и, а ар к а-
м и. З д а н и я С е р аф и м о в с к о го го -
родка и Т ракторной улицы им ею т
ряд общ их черт: это эркеры на ф а-
садах, р азби вк а окон, отделка н а -
туральны м камнем.
Х о тя в н е ш н и й о б л и к н о в ы х
кварталов и бы л задум ан в кон ст-
р у к т и в и с т с к и х ф о р м а х , все ж е
м н о го е ш ло в р а зр ез со см ел ы м и
установкам и нового стиля. Это от-
р а з и л о с ь к а к в п л а н и р о в к е , где
очень робко реализовы валась к о н -
цепция города-сада, так и в исполь-
зо в а н и и тр а д и ц и о н н ы х м а т е р и а -
лов вм есто принятого ж елезобето-
на. Ещ е вн ачале 1930-х годов эти
ком п лексы подвергали сь к р и ти ке
за их м елком асш табность и мало-
вы сотность, п о ск о л ьк у эти черты
при давали застройке характер п о -
селка, а не больш ого индустриаль-
ного города. Н о это бы л «неизбеж -
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 9 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст