С
троительство и архитектура
Здание Кировского универмага, пл. Стачек, 9.
2006 г.
Фото Г. Я. Скорикова
ствовало центров культуры и досу-
га. Д л я этого района архитектора-
ми-конструктивистами А. И. Гегел-
ло и Д. Л. К ричевским бы ли пост-
роены две крупны е по своим м асш -
табам п острой ки дворцов к ульту-
ры. Н аиболее р ан н яя - это совре-
менны й дом культуры им. М. Горь-
кого (1 9 2 5 -1 9 2 7 годы ). По своему
реш ению зданию свойственен пере-
ходны й характер. М ногое в нем но-
ваторское: гладкие плоскости стен,
ли ш ен н ы е декорати вн ой обработ-
ки, сочетание стекла и бетона, ди -
нам ичность фасада со значительно
вы ступаю щ ими лестничны ми клет-
ками. В то ж е врем я в общ ей ком -
п о зи ц и и н а б л ю д а е т с я м о н о л и т -
н о сть о бъ ем а, си м м етр и я п л ан а,
равновесие частей - черты класси-
ческой уравновеш енности, тр ад и -
ци он н ы е д л я архи тектуры П етер -
бу р га. Д р у го й п о с т р о й к о й бы л
с о в р е м е н н ы й д в о р ец
к у л ь ту р ы
им . И . И . Газа. П о с т р о е н н ы й в
1930-1935 годах, он бы л одним их
последних сооруж ений в конструк-
тивистском стиле, когда новы е по-
стройки уж е не возводились, а дос-
траивались уж е начатые.
Б ли зки й по своему назначению
клуб «К расны й путиловец» бы л пе-
р ед ел а н в 1925 го ду по п р о е к ту
А. С. Н икольского из церкви С в я-
т и т е л я Н и к о л а я Ч у д о т в о р ц а и
св. м ученицы царицы А лександры
п ри П утиловском заводе. Э ту п о -
строй ку н ел ьзя счи тать в полн ой
м ере конструктивистской, так как
в основе зд ан и е сохранило черты
предш ествую щ его. Н о здесь следу-
ет отм етить оф орм лен и е главного
фасада в виде треугольной призмы -
ф онаря, где помещ алась кинобудка,
вы полненного из стекла и металла,
из материалов, так часто использу-
емых в строительстве в наш и дни.
Н а п р оти вополож н ой стороне
от Н а р в с к и х в о р о т в 1 9 2 9 -1 9 3 1
годах п о я в и л а с ь так н азы в а ем ая
ф а б р и к а -к у х н я М о с к о в с к о -Н а -
рвского района, соврем енны й К и -
р о вски й ун и вер м аг (ар х и текто р ы
А. К. Б а р у т ч е в , И . А. Г и льтер,
И. А. М еерзон, Я. О. Рубанчик, и н -
ж енер А. Г. Д ж орогов). Здание до л -
ж но бы ло уравновеш ивать находя-
щ ийся на противополож ной сторо-
не дворец культуры им. М. Горько-
го, ф о р м и р о в а т ь а н с а м б л ь Н а-
рвской площ ади. Это уж е построй-
к а п о зд н его к о н с т р у к т и в и зм а со
св о б о д н о й п л ан и р о в к о й , с о с т о я -
щ ая из н ескольких объемов, соот-
ветствую щ их различны м по н азн а-
чению пом ещ ениям : универм ага и
к о м п л е к с а о б щ е ств ен н о го п и т а -
ни я. Э ти два зд ан и я ро дн и т к о м -
пактность общ его объема, цветовое
реш ен и е и вы сотн ость. В о стал ь-
ном ф абрика-кухня - это п острой-
ка с более вы раж ен н ы м и чертам и
к о н стр у к ти ви зм а; у нее аси м м ет-
ричны й фасад, окна разнообразной
ф орм ы , отсутствует декорати вн ая
обработка стен.
Н аи б о л ее зн ач и тел ьн ая п о ст-
рой ка К ировского рай он а в стиле
конструктивизм а - это здание К и -
ровского райсовета. О но бы ло за -
лож ено в 1930 году и сы грало важ -
ную роль в ф орм и рован и и ан сам -
бля К и ровской площ ади. П остро-
ен н о е по п р о е к т у а р х и т е к т о р а
Н. А. Троцкого, оно олицетворяло
собой н о вы й ти п о бщ ествен н о го
з д а н и я . С в о б о д н а я п л а н и р о в к а ,
аси м м етр и чн ая ком п о зи ц и я, п о д-
чиненная ф ункциональном у назн а-
чению отдельны х ее частей: к р у г-
лы й в плане кинотеатр, вы тянутое
в п л а н е зд а н и е а д м и н и с т р а ц и и .
Р азны е пом ещ ения им ею т н езави -
сим ы й вход. Высотная доминанта -
14-этаж ная баш ня - н аходи тся на
одной оси с Н арвским и воротам и,
ч то о б ъ е д и н я е т к о м п о зи ц и о н н о
две площ ади в едины й ансамбль.
С трои тельство в стиле к о н ст-
ру кти ви зм а в П етр о гр ад е-Л ен и н -
граде велось около ш ести лет. П о-
с т а н о в л е н и е м Ц К В К П (б ) 1931
го д а н а м е т и л с я п о в о р о т к и н ы м
п р и н ц и п ам стр о и тел ьства. У ж е в
середине 1930-х годов сами м асте-
р а к о н стр у к ти ви зм а к р и ти ко в ал и
этот стиль за и зл и ш н и й аскети зм
и схематизм архитектурны х форм,
о т с у т с т в и е х у д о ж е с т в е н н о с т и в
образном строе сооруж ений, недо-
статочную гарм он и ю с о к р у ж аю -
щ ей застройкой. Н о тем не м енее
м н о ги е п о л о ж е н и я к о н с т р у к т и -
в и зм а наш ли свое п родолж ен и е в
соврем ен н ой архи тектуре. З н а ч е -
ние этого стиля не столько в м асш -
табе застройки города того п ери о-
да, сколько в эксперим енте, п р ед-
восхи ти вш ем новы е ф орм ы ар х и -
те к т у р ы бу д у щ его . П о это м у так
важ н ы д л я и сто р и и эти н ем н о го -
чи сл ен н ы е со хран и вш и еся до н а -
ш их дней постройки. ■
Литература:
Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург. XX век / Сост. Ю. И. Курба-
тов. СПб., 1999.
Выставка «Архитектура Ленинграда за 18 лет». Л., 1936.
Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922.
Из истории советской архитектуры. 1917-1925 гг.: Документы и материалы. М.,
1963.
Ильин Л. А. Архитектура Ленинграда за 20 лет / / Архитектура Ленинграда.
1937. № 1. С. 14-23.
Оль Г. А. Александр Никольский. Л., 1980.
Суздалева Т. Э. Н. А. Троцкий. Л., 1991.
Хазанова В. Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг. М.,
1970.
13
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 12 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст