С
троительство и архитектура
Щр»
для Красной мЫЗы
С.
Б . Горбатенко
В кн и ге « П етер го ф ск ая до р о -
га», в главе, посвящ енной имению
Н о во зн ам ен ка, п р и вед ен ы свед е-
н и я о п авильоне «Б ельведер», со-
о р у ж е н н о м зд е с ь А л е к с а н д р о м
Л ь в о в и ч ем Н а р ы ш к и н ы м в п е р -
в о й ч е т в е р т и X IX в е к а 1. В свое
врем я м не удалось вы яви ть р и су -
н о к этого зд ан и я в ф о н д ах Госу-
д ар ствен н о го м у зея ар х и тек ту р ы
им . А. В. Щ у с ев а2 . О сн о во й д л я
но всту п и л в свои п р ав а строги й
классицизм. Л ист скорее ф иксаци-
онный, чем проектны й: на это ука-
зы вает его парадно-представитель-
ск о е и с п о л н е н и е . В о зм о ж н о , он
предназначался для подарка. П од-
п и си и сп о л н и тел я л и ст не им еет.
Графика автора проф ессиональная,
но виртуозной ее назвать нельзя.
В центральной части здания -
тр е х гр а н н ы й р и зал и т, чер ез рас-
ведер, завер ш ен н ы й ск у л ьп ту р о й
Ганимеда с ви н н о й чаш ей в руке,
н есо м о го о р л о м . П о сто р о н ам -
ф л ан к и р у ю щ и е въ езды в усадьбу
дом ики кордегардий. И х по четы -
ре, р ас п о л о ж е н н ы х к в а д р а т о м у
каж дого въезда; ближ айш ие к глав-
ном у дом у соединены с ним зел е-
ны м и ш палерам и - галереям и. П е-
ред ш палерам и - деревья (ел и ?) с
ф и гу р н о й ст р и ж к о й . С л и ц е в о й
14
«Бельведер».
ГМА им. А. В. Щусева
вы вода о его принадлеж ности Н о-
возн ам ен ке п ослуж и ло и зо б р аж е-
ние на гравированном плане 1823
го д а, где в о с т о ч н е е и з в е с т н о го
дво р ц а М. И. В орон ц ова п оказан
дом , по сво ем у п л ан и р о в о ч н о м у
п ятн у совпадаю щ ий с и зоб раж ен -
ны м на вы явленном чертеж е.
В декабре прош лого года хра-
нители граф и ки м узея Т А. Д уди -
на и Т Н. Н и ки ти н а вновь обрати-
ли мое вним ание на этот лист. О ни
з а с т а в и л и
м е н я
п р и с т а л ь н е е
всм отреться в чертеж и вновь про-
ан а л и зи р о в а ть и м ею щ и еся д о к у -
м енты . Б л а го д а р я н асто й ч и во сти
этих научны х сотрудников удалось
у т о ч н и т ь а т р и б у ц и ю ч е р т е ж а и
вы двинуть новую гипотезу о судь-
бе изображ енного на нем здания.
Р и с у н о к п р е д с т а в л я е т собой
п ер сп екти вн у ю р азвер тк у ф асада
небольш ого одноэтаж ного усадеб-
ного дом а в стиле раннего класси -
цизма. С ледовательно, чертеж был
создан в 1 7 6 0 -1 7 7 0 -е годы: в сле-
дую щ ем д есяти л ети и окончатель-
кры тую дверь к оторого п р о см ат-
р и вается вы ход с п р о ти в о п о л о ж -
ной стороны , из чего м ож н о за к -
лю чить, что в центре располагался
зал. Здание венчает круглы й бель-
с т о р о н ы к о м п о з и ц и я о б н е с е н а
н и з к и м п а р а п е т о м с р и с у н к о м
м еандра на звеньях.
Н а д п и с ь
п о д ч е р т е ж о м
н а
ф ранцузском язы ке гласит: «V ue de
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 13 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст