стория учреждений
В 1927 году за Н арвской заст авой по проект у архит ект оров А . С. Н икольского и А . В. К рест ина пост -
роено здание ш колы в ф орме серпа и м олот а - сим волов м олодого Советского государст ва. Здание от ве-
чало всем т ребованиям ш кольной гигиены и педагогики того врем ени: в нем бы ло 30 свет лы х прост орны х
классов, 2 за ла д ля ф изкульт уры и обш ирны й акт овы й за л, 3 уч еб н ы х кабинет а, библиот ека, помещ ения
д ля лаборат орны х занят ий, ст оловая, гардеробная, ст олярны е и слесарны е м аст ерские. Н ад верхним
эт аж ом возвы ш алась аст роном ическая вы ш ка, а перед ф асадом ш колы бы л разбит сквер. Ш коле присво-
или им я 10-лет ия О кт ября.
Сейчас эт о 384-й лицей. В 1987 году в нем бы л от кры т ш кольны й м узей. Его экспонат ы хранят пам ят ь
о т ех, кт о здесь р абот ал и уч и лся. По м ат ериалам м узея бы вш ая ученица ш колы , а т еперь ст удент ка
университ ет а М ария И т ы гина написала эт у ст ат ью.
М . А . Иты гиня.
Ш кола
окраине
Д о 1927 года н астоящ ей ш ко -
лы в районе не было. С ущ ествовал
так назы ваем ы й квартирны й метод
обучения, то есть за н я ти я п р о х о -
дили в какой-либо квартире обы к-
новенного дома. П оэтом у п о и сти -
не больш им и радостны м собы ти-
ем в год десятилетнего ю билея со-
ветской власти яви лось для ж и те-
лей заставы сооруж ение неподале-
к у от Н а р в с к и х в о р о т п е р в о й в
послереволю ционном городе ш ко-
лы им ени 10-летия О ктября.
В от к а к в с п о м и н а л об это м
ученик 384-й ш колы (тогда № 68)
С е р а ф и м Н и к о л а е в и ч Л и в а н о в :
«1 се н тя б р я 1927 года д л я нас -
р е б я т Н а р в с к о й за ста в ы - бы л а
откры та ш кола, построенная на од-
н ой оси с Т ракторной улицей. Ее
к о м п о зи ц и о н н ы м ц ен тр о м я в л я -
Школа им. 10-летия Октября. 1925-1927. Арх. А. С. Никольский,
А. В. Крестин.
Фото Т
. Н
. Ладыгиной. 2006 г.
лась баш ня обсерватории, от кото-
р о й о тх о д и л и р азн ы е по вы со те
корпуса. Вокруг ш колы бы ло очень
много зелени, внутри нее в ж ивы х
у го л к а х ст о я л и м н о го ч и сл ен н ы е
аквариумы . Ещ е я помню огромное
к о л и ч ество к аб и н ето в : к аб и н еты
м а т е м а т и к и , в к о т о р ы х в и с е л и
портреты великих учены х-матема-
тиков и таблицы с ф орм улам и, за-
м ечательн ы й ф и зку л ьту р н ы й зал,
сто л яр н ы е и слесарски е м астер с-
кие на 1-м этаж е»1.
С и стем а р аб о ты ш колы бы ла
своеобразной: ш кола работала н е-
преры вно рабочую неделю , общ их
вы ходны х не бы ло - каж ды й класс
п о с л е 5 д н е й у ч е б ы о т д ы х а л в
«свой» день. В классах сущ ество-
вал бригадны й метод: класс разби -
вался на группы по 5 - 6 человек, и
49
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 48 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст