ние до п ередовой и зм ер ял о сь к а -
ким и-то сотн ям и м етров, поэтом у
огороды часто п одвер гал и сь бом -
беж кам и обстрелам.
В ш коле № 384 бы л образован
так н азы ваем ы й «летн и й лагерь».
Р ебята вм есте с у чи тел ям и такж е
з а н и м а л и с ь в ы р а щ и в а н и е м о в о -
щ ей. Во дворе ш колы и на н еб оль-
ш о м о к р у ж е н н о м с т е н о й (о н а
бы ла разобран а в 1970-е годы ) га-
зоне сделали грядки. Р ебята стар-
ш е 12 лет езди ли работать в п о д-
собное хозяйство, работали по 10-
12 часов.
Город ж ил. Работали предпри-
я т и я . В о д н о й -е д и н с т в е н н о й на
в е сь
К и р о в с к и й
р а й о н
ш к о л е
№ 384 учились дети и работали за-
м ечательны е учителя!6 Е два ли по-
лучи тся упом януть всех учителей
и работников ш колы , чьим и си ла-
м и о н а ж и л а : д и р е к т о р ш к о л ы
А. В. А нтонова, Е. Ф . С теф аненко,
Р. М. А нтонова, С. М. И зраильтян,
Е. И. К удрявцева, А. А. Эльтарова,
Т И. К раевская, Ф . М. П редтечен-
ская, но это далеко не все.
Б лагодаря сф орм ированны м в
ш коле отрядам М П В О , в которы х
состояли учителя и ученики, ш ко-
ла несильно пострадала от обстре-
лов: заж и гательн ы е бом бы сво ев-
р е м е н н о т у ш и л и .
В с п о м и н а ю т
ли ш ь еди н и чн ы е случ аи прям ого
попадания, но больш ого вреда они
не п р и ч и н я л и . 23 с е н тя б р я 1943
года несколько снарядов попали в
стену столовой, но ущ ерба не п р и -
чинили. П острадали только книги
р ай о н н о й б и б л и о теки , л еж авш и е
на первом этаж е. О другом случае
в с п о м и н а ет А. Н . Г оряинова: «В
1943 году у нас бы ла своеобразная
м ода на ватнички. Я ходила в ста-
ром пальто, но и мне наконец ку п и -
л и в а т н и ч е к . К о гд а н а ч а л с я о б -
стрел, м ы сидели в кабинете би о-
логии. Когда за нам и приш ла наш а
учительница, все классы бы ли уже
в бомбоубеж ищ е. О на погнала нас 1
стория учреждений
вниз, но я бы ла страш ной копуш ей.
П о к а со б и р а л а все св о и вещ и , с
удивлением зам етила, что за окном
и счезаю т одна за другой вер х у ш -
ки деревьев. Н о А нна А ндреевн а
ж дать не стала и буквально вы та-
щ ила м еня из класса. А в следую -
щ ую м инуту в ш колу попал снаряд.
И не просто попал. П робив крышу,
ч ер д ак и ак то в ы й зал, он вл етел
и м ен н о в это т к л а сс б и о л о ги и и
завернулся в м ой новы й ватничек.
С н аряд этот не р азо р вал ся, п о то -
м у что бы л н ач и н ен о п и л кам и , а
приехавш ие военны е долго не м ог-
ли его найти. М не каж ется, что это
бы л ед и н ствен н ы й сн ар яд , к о т о -
ры й попал в наш у ш колу»7.
З а н я т и я в ш ко л е п р о х о д и л и
б о л ь ш е й ч а ст ь ю в п о д в а л е и л и
бомбоубеж ищ е. Вход в ш колу был
с улицы Гладкова. Это бы ло удоб-
но, так как не приходилось бегать в
бом боубеж ищ е во врем я сильны х
обстрелов. З и м о й в классах бы ло
холодно, все сидели вокруг «бур-
ж уйки», несм отря на то, что выход
трубы бы л в ф орточке, в пом ещ е-
н и и
б ы л о
п о л н о
д ы м а.
И з -з а
страш ного холода надевали на себя
все, что было. П исали в вареж ках.
Н о заним ались 4 - 5 часов.
П огибли в этой страш ной во й -
не ком сом ольски е во ж аки ш колы
Л ева В олков и Б ори с Р охлин. То-
п о л я у ш колы посаж ены их р у к а-
ми. Г. В. Л опацук вспом инала, что
в ее классе у двоих детей ум ерли
р о д и т е л и . У о д н о й д е в о ч к и не
бы ло ног, и м ать каж ды й день п р и -
носила ее в ш колу на руках.
Н есм отря на трудности, р еб я-
та стар али сь п ом о гать взрослы м ,
чем могли: стояли на вахтах вм ес-
те с член ам и отрядов М П В О , и с -
кали и туш или заж игалки, ловили
ш пионов.
.. Р еб я та вел и больш ую
т и м у р о в с к у ю р аб о ту : н а в о д и л и
порядок, где это требовалось, н о -
си л и воду, у х аж и вал и за м ал ен ь -
ким и детьми. Р ебята работали, но
об учебе тож е не забы вали. П очти
все учились на «отлично». В есной
старш еклассники, как и полагает-
ся, сдавали экзам ены . В годы во й -
ны ш колу окончил один 10-й класс,
состовш ий из восьм и человек.
П ланет е родим ой
приказано выж ит ь!
Все дальше уходит блокада
В историю, бронзу, гранит.
Все глуше ее канонада
В сердцах ветеранов гремит.
Все меньше блокадников с нами,
Все больше - в родимой земле.
Уходит живая память
Легендою ставших лет.
А. Молчанов
В зр о с л ы х п о р а ж а л о , п у га л о
спокойствие детей, их равнодуш ие
к см ерти близких, к потерям . Ч то
это бы ло - детская неспособность
во сп р и н ять чр езм ерн ое горе, вс е-
общ ее бедствие, что обруш илось на
н и х ? И л и это за щ и т н ая р е а к ц и я
н еокрепш ей п си хи ки ?
М ы не зн аем , к ак о б ъ я сн и ть
это, но м ы уви д ел и другое, не м е-
нее п орази тельн ое. В стретив эти х
б ы в ш и х м а л ь ч и к о в и д е в о ч е к
бл о кад ы сп у стя 60 лет, м ы о б н а-
руж и ли , как свеж о п о м н ят они те
сам ы е собы тия, не стараю тся уй ти
от горьки х восп ом и н ан и й , п о д о б -
но м ногим , кто бы л п остарш е. Н а -
оборот, чи таю т все о тех днях, зн а -
ю т блокаду, в к л ю ч а ю тся в п о и с -
ки м атери алов, собираю т б л о к ад -
н ы х св о и х о д н о к а ш н и к о в .
.. Ж и -
вет в н их тяга к той заледен елой ,
гол о дн о й , л и ш ен н о й д етск и х р а -
достей поре. А главное, что тогда
н е п е р е ж и т о е , вр о д е бы о т с т р а -
нен н ое горе п отерь, все стр ад ан и я
ви д ен н ы е, о к азы в ается , н авсегд а
в о ш л и в сер д ц е, о т п е ч а т а л и с ь в
д е т с к о й , ещ е п о д а т л и в о й душ е.
О н и п р о д о л ж аю т ж и ть, п р о ч у в -
с т в о в а н н ы е с т о к р а т н о . М н о ги х
они сд ел ал и сердечней, о тзы в ч и -
вей к страд ан и ям других, к чуж ой
беде.
..
1
Архив музея школы № 384 (далее - АМШ). Воспоминания С. Н. Ливанова.
2
АМШ. Воспоминания Т. И. Шкорбатовой.
3 Там же.
4 АМШ. Воспоминания Г. В. Лопацук.
5 Там же.
6 В 1942 г. в районе работал только один детский дом № 37 на 75 детей, в детских садах района было 350 детей, 14 школ района
было законсервировано, 5 школ было отдано под воинские части и отряды ПВС, работала только наша 384-я школа, в которой в
10-х классах учились 393 человека.
7 АМШ. Воспоминания А. Н. Горяиновой.
53
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 52 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст