С
троительство и архитектура
6
ний и творческих инди ви дуальн о-
стей и руководство города. Тради-
ц и и и н оваторство - эти п о н яти я
всегда бы ли бесспорны ми, несм от-
р я на смену стилей и направлений.
В ы даю щ и м ся п р и м ер о м п р е -
о б р а зо в а н и я ю го -зап ад н о й части
города стало А втово, где в п редво-
енны е годы бы л построен ком плекс
и з тр ех ж и л ы х к в ар т ал о в м еж ду
проспектом С тачек и Краснопути-
ловской улицей. Н ад проектом под
р у к о во д ство м м асти то го зодчего
А. А. О ля работали ярко проявивш ие
себя вп о сл ед стви и ар х и тек то р ы
С.
Е. Бровцев, В. Ф . Белов, В. А. Ка-
менский, А. А. Лейман, Г. А. Оль.
С о ч е т а н и е
о т к р ы ты х
п р о -
ст р а н с тв с з а м к н у т ы м и - д в о р -
сад - творческое прим енение форм
классицизм а, ф ун кц и он альн ое зо -
н и р о в а н и е т е р р и т о р и и , в з а и м о -
связь с внеш ней средой и изоляция
от нее, наличие детских и обслуж и-
ваю щ и х у ч р еж д ен и й - это л и ш ь
часть несомненны х достоинств это-
го ж илм ассива - зрелого п рои зве-
ден и я ленинградского довоенного
класси ц и зм а. О см елю сь зам етить,
что этот комплекс превосходит об-
разцы неоклассицизм а конца X IX -
начала ХХ века. А налогичные про-
цессы п рои сходи ли и в и зо б р ази -
т е л ь н о м и ск у сс тв е : д о с та то ч н о
сравнить дореволю ционное творче-
ство К. С. П етрова-В од ки н а с его
п р о и звед ен и ям и п осле 1918 года.
П р евосходство его р аб о т второго
периода соверш енно очевидно.
К о всем а н с а м б л я м р а й о н а
м ож но отнести утверж ден и е того,
что здесь одноврем енно реш алась
главная задача времени - ф ункци-
ональной и архитектурно-худож е-
с т в е н н о й о р г а н и за ц и и б о л ь ш о й
территории в соответствии с гене-
ральны м планом города. В резуль-
тате этих ш ирокомасш табны х дово-
енны х и п ослевоенны х работ у си -
л и ям и м ногих тал ан тл и вы х ар х и -
текторов бы ла создана одна из кра-
с и в ей ш и х м а ги с тр а л е й го р о д а -
проспект Стачек, ставш ая по сущ е-
ству законченны м архитектурны м
ан сам б л ем (в п у ш к и н ск о е вр ем я
ансам блем бы л Н евский проспект,
переставш ий бы ть таковы м в сере-
дине X IX - начале ХХ века).
В застр о й к е р ай о н а особенно
ярко проявилось мастерство зодче-
го и худож ника, третьего главного
архитектора Л енинграда В. А. К а-
м ен ск о го , по п р о ек та м к о то р о го
(п ри участии других видны х м ас-
теров) только на проспекте Стачек
б ы л о п о ст р о ен о н ем ал о зд ан и й :
дома № 1 -3 , 16, 17, 26, 28, 41, 46, 55,
57, 67, 69, 71, 74, 77, 79, 84, 96.
А ведь это лиш ь часть сделанного
им в К ировском районе.
Б ольш ой вкл ад в ф о р м и р о ва-
н и е о б л и к а р ай о н а вн ес ви д н ы й
зодчий, наш современник А. В. Ж ук
(ко м п л ек с дом ов н а К расн оп ути -
л о вско й у ли ц е - один из п ервы х
ан сам б л ей к р у п н о п ан ел ь н ы х д о -
мов, 1963 год). Когда-то мы спокой-
но и даж е равнодуш но смотрели на
эти добротные, отлично ском поно-
ван н ы е, л ен и н гр ад ск и е и в то ж е
вр ем я п етер б у р гск и е дом а, н о со
временем начинаем все больш е це-
нить их красоту, декор их фасадов,
к о то р ы й во в се н е б ы л « и зл и ш е -
ством» (он такж е бы л в послевоен-
ной практике, но менее всего в го-
роде н а Н еве).
О дно из вы сш и х до сти ж ен и й
п о сл ево ен н о й ар х и тек ту р ы - а н -
самбль К ом сом ольской площ ади -
один из главны х ком позиционны х
центров района (арх. В. А. К ам енс-
кий, С. Г. М айоф ис). Ее образую т
три дугообразны х здания. М астер-
ство зодчи х п р о яви л о сь в п р о р и -
со вке ф асадов, п о н и м ан и и б о л ь -
ш ой ф орм ы и детали. К ультура и
вкус архитекторов н астолько оче-
видны , что эта круглая в плане п ло-
щ адь даж е не требует подробного
о п и сан и я. П еред н ам и ан сам бль,
достойны й сравнения с ан сам бл я-
м и р у сского к л а сс и ц и зм а п ервой
тр е ти X IX века*. М о н у м е н т а л ь -
н о с т ь и п о э т и ч н о с т ь , п л а с т и к а ,
ф актура, цвет и, наконец, образ -
все это в полной мере присутству-
ет в ансам бле площ ади.
Д о в о е н н о е и п о с л е в о е н н о е
строительство в районе - едины й
тв о р ч е ск и й п роц есс, н е п р е р в а в -
ш и й ся даж е в годы вой н ы , когда
зодчие Л енинграда, среди которы х
и создатели К ировского района, по
м ере сил и возм ож ностей продол-
ж ал и р аб о тать н ад будущ им в о з-
рож дением и р азви ти ем района.
* Классицизм в начале XIX века ус-
тупил место ампиру, главенствовавшему
в архитектуре Петербурга до середины
XIX века, пока ему на смену не пришла
ранняя эклектика. -
Ред.
Перспектива проспекта Стачек.
2004 г. Открытка
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 5 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст