Б
о
локада Ленинграда
О д н ако и вр аг вел по заво д у
п р и ц ел ьн ы й огонь по эллингу, по
д в и ж у щ е й ся стр ел е п о р тал ьн о го
кр ан а, по ды м у заво д ско го п а р о -
воза, по вспы ш кам электросварки.
М у ж ествен н о е п о вед ен и е н аш и х
рабочи х под обстрелом вы зы вало
в о с х и щ ен и е. С гр о х о то м р а з р ы -
в а л ся сн ар яд в цехе, п ад ал ч е л о -
век. П о д б егал и сан д р у ж и н н и ц ы .
Ч у ть покоси вш и сь в сторону р а з-
р ы ва, со с ед и п р о д о л ж а л и р а б о -
тать у станков. Д и р ек ц и я и п ар т-
ком зап р ети л и работать во врем я
а р т и л л е р и й с к и х о бстр ел о в, п р и -
казав п р ятаться в щ ели и бли н да-
ж и. П ри первы х ж е ответны х вы с-
трелах наш их батарей все зан и м а-
ли свои рабочие м еста. В н ек о то -
р ы е д н и к о л и ч е с т в о о б с т р е л о в
доходило до ш ести!
Всего за годы войны на терри -
торию завода упало 59 ф угасны х и
б о л е е 17 т ы с я ч з а ж и г а т е л ь н ы х
бомб, свы ш е 5 ты сяч ар ти л лер и й -
ски х сн ар яд о в к р у п н о го к ал и б р а
(1 5 0 -2 0 3 м м ). Н и один завод в Л е -
н и н гр ад е, к р о м е К и р о в ск о го , не
п о д в ер гал ся столь и н тен си вн о м у
артиллерийском у обстрелу, но, н е-
см о тр я н а это, лю ди п р о до л ж ал и
еж едневно в ы п о л н ять оборонны е
заказы .
Работа велась, как тогда гово-
рили, «на вы стрел». То, что бы ло
необходим о ф ронту, делалось н е -
медленно. По указанию из С м оль-
ного все судостроительны е заводы
Л енинграда при н яли участие в и з-
го то в л е н и и 7 6 -м м п о л к о в ы х п у -
ш ек. Головным предприятием стал
К ировский завод. П осле распреде-
л ен и я м еж ду заводам и заказов на
детали пуш ек технолог К и ровско-
го завода коротко рассказал об осо-
бенностях их обработки - вот и вся
«докум ен тац и я». Ж д ан о в ск и й за -
вод и зготовил 55 лаф етов, 631 щ ит
и почти 20 ты сяч м елки х деталей
для полковы х пуш ек.
И з ы с к и в а я д о п о л н и т е л ь н ы е
возм ож ности пом ощ и фронту, д и -
р ек ц и я п р ед л о ж и л а и сп ользовать
м орски е 130-мм орудия, и м евш и -
еся на складе, для создания ж елез-
н о д о р о ж н ы х б атар ей . К о н с т р у к -
торское бюро завода в кратчайш ие
сроки сп р о ек ти р о вал о у стан о вк у
на базе 15-тонной ж елезн о д о р о ж -
ной платф орм ы . Ж д ан о вц ы п о ст-
р о и л и 12 та к и х а р т и л л е р и й с к и х
у с т а н о в о к , о б о р у д о в а л и ж и л ы е
ваго н ы д л я о р у д и й н ы х расчетов,
снабдили батареи средствам и св я-
зи, а так ж е со о р у д и л и тр и п л а т -
ф орм ы с 37-мм зенитны м и пуш ка-
ми. Э ти м ощ ны е подвиж ны е у ста-
н о в к и
о б о р о н я л и
Л е н и н гр а д
вплоть до полного снятия блокады.
Н а протяж ении всей героичес-
кой обороны Л ен и н гр ада к о л л е к -
ти в заво д а и м ен и А. А. Ж д ан о в а
вы п о л н ял срочны е ф ронтовы е за -
казы . К ром е артиллерийских уста-
новок изготавливались детали тан -
ков «К В », до л го вр ем ен н ы е о гн е-
вы е точки из к ораб ельн ой брони,
а р т и л л е р и й с к и е сн ар яд ы , м и н о -
м етны е мины, ф угасны е и заж и га-
тельны е авиабомбы , ш анцевы й и н -
струмент, м ногие другие насущ но
необходим ы е ф рон ту и зд ели я.
В н о яб р е 1941 года по р еш е-
нию к о м а н д о в а н и я Л е н и н гр а д с -
кого ф р о н та заво д ч асти ч н о бы л
эваку и р о ван в пустую щ ие к о р п у -
са заводов «Р у сски й дизель» и им.
К. Е. В орош илова на В ы боргской
стороне. Все м аш иностроительное
обо р у д о ван и е заво д а (м еханичес-
кий, инструментальны й, деревооб-
делочны й, м еднолитейны й, стале-
литейны й, кузнечны й, все вспом о-
гательны е цехи и служ бы ) перевез-
ли на новую территорию и пусти-
ли в эксплуатацию за две недели,
организовав там в первую очередь
производство боеприпасов. Н ед о -
строенные и ремонтирую щ иеся ко-
рабли перевели на М алую Невку. Н а
старом месте остались лиш ь корпу-
со строи тельн ы е цехи. В сен тябре
И ван а Григорьевича М и л яш к и н а
назначили директором Б алти й ско-
го завода, а затем перевели в М оск-
ву.
Д и р е к т о р о м
за в о д а
и м ен и
А. А. Ж данова был назначен Сергей
А лександрович Боголю бов.
Р аботать на новой территории
бы ло несколько спокойнее, хотя и
сю да залетали враж еские снаряды ,
но трудн ости бы ли не в этом , а в
переходах к новом у м есту работы.
Трамваи не ходили, и рабочие, п ро-
ж и в авш и е в осн о вн о м в К и р о в с -
ком районе, долж ны бы ли ходить
п еш к о м 9 к и л о м е т р о в . Э то бы л
изнурительны й труд, но, как вспо-
м инали рабочие тех лет, опозданий
к началу работы не было.
Н аступила лю тая зим а с ее хо-
лодом и голодом . О т бом беж ек и
обстрелов во м ногих п ом ещ ениях
вы л е те л и не то л ь ко стекл а, но и
рамы. Зи яю щ и е проем ы заделы ва-
л и ф а н ер о й , л и ш ь к о е-гд е бы л и
сделаны небольш ие застеклен н ы е
«глазки». О тапливать служ ебны е и
п р о и з в о д с т в е н н ы е
п о м е щ е н и я
бы ло нечем, водопровод и кан ал и -
зац и я зам ерзли , но лю ди п р о д о л -
ж а л и т р у д и т ь с я . В п о м е щ е н и я х
ц а р и л х о л о д , о со б ен н о ч у в с т в и -
т е л ь н ы й д л я г о л о д н ы х л ю д ей .
П а л ь ц ы п р и л и п а л и к м е р зл о м у
металлу. В цехах п остави ли боль-
ш ие печи - «бурж уйки», возле к о -
торы х рабочи е м огли обогреться.
Рабочий день бы л установлен п ро-
долж и тельн остью в 10 часов, в ы -
ходны х дней - два в месяц. А ф ак -
тически рабочие и инж енеры иног-
да суткам и не вы ходи ли с завода.
Н евольны е «вы ходны е дни» случа-
лись и з-за перебоев с электроэнер-
гией. Зато в дни, когда вклю чалось
электричество, с н орм ам и не сч и -
тали сь и труд и ли сь без п ереды ш -
ки, наверсты вая потерянное время.
С к у д н о го б л о к ад н о го п ай к а,
вы д аваем ого по кар то ч кам , бы ло
67
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 66 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст