Б
о
локада Ленинграда
68
недостаточно для поддерж ания сил.
В о к тя б р е от го л о д а и б о л е зн ей
ум ерли 11 рабочих, в ноябре - 28
человек, в декабре - уж е 89 чело-
век. С воя ф абрика-кухня на заводе
п о зво л ял а м ан еври ровать н екото-
ры м и продуктам и и поддерж ивать
силы работавш их. В ход пош ло все,
что могло быть пригодны м для п и -
тания человека: натуральная олифа,
бараний ж ир для насадки сп уско-
вы х дорожек, столярны й клей, син-
тети ч еск и й п и щ ево й белок.
.. Все
это вы давалось строго по талонам и
спискам. П реж де чем пускать в п и -
тание блю да из указанны х «продук-
то в » , п р о и зв о д и л а с ь и х п р о ба.
С варщ ики, трудивш иеся с кратки -
м и п ереры вам и с 5 часов у тра до
10 вечера, получали специальны й
ж етон на дополнительное питание,
по которому отпускалось 200 грам -
м ов хлеба, тар ел к а супа и соевая
котлета. Ч тобы поддерж ать людей,
спасти и х от голодн ой см ерти, на
заводе организовали м едицинские
ст ац и о н а р ы н а 70 ко ек, к о то р ы е
снабж ались дополнительны ми про-
дуктами. Н ачальники цехов еж ене-
дельно посещ али своих больных.
К ак и звестно, огром ную роль
в том , что Л е н и н гр а д в ы с т о я л в
страш ную блокадную зим у 1941-
1942 годов, сы грала Д орога ж изни,
пролож ен н ая по льду Л адож ского
о зера. О д н ако л ед о в а я тр асса не
м огла быть «вечной». С приходом
весн ы и теп л а тр еб о в ал ся м н о го -
чи сл ен н ы й тран сп о р тн ы й ф лот, а
м н ого судов п о ги б л о от осен н и х
ш торм ов и враж ески х бомбеж ек.
11
м а р т а 1942 го д а Г осудар-
ственны й ком итет обороны принял
постановление о постройке на Б ал -
ти й ском и А дм и ралтей ском за в о -
дах для Л адоги десяти барж грузо-
подъемностью по 900 т. Завод и м е-
н и А. А. Ж д а н о в а , о к а за в ш и й с я
ближ е всех к л и н и и ф ронта, п л а -
нировалось к этой работе не п р и -
влекать, но коллектив настоял, что-
бы ем у п о р у ч и л и сд ел ать св ер х -
плановую - одиннадцатую баржу.
П олностью собрать и сварить
барж и на заво д ах и без р азбо р к и
п ер евести и х по Н еве на Л а д о ж -
ское озеро бы ло нельзя. Л евы й бе-
рег Н евы бы л зан ят противником .
О гонь враж еской арти ллери и зап -
росто потопил бы баржи. П оэтому
н а заво дах и зго та в л и в ал и только
секции, которы е по ж ел езн о й д о -
роге доставляли на берег Л адож с-
кого озера. С борка и сварка барж в
апреле 1942 года бы ла организова-
на в бухте Гольцмана.
Н а п ер в ы х п о р ах к аж д ы й з а -
вод п ы тался сам организовать р а -
боту по сб о р к е к о р п у со в, но это
п лохо у давал о сь. 15 м ая и стек ал
назначенны й срок окончания пост-
ройки десяти барж, но к 10 м ая ни
одн а не бы ла готова. М еж ду тем
м и н о в ал и уж е две н ед ел и с того
дня, когда по льду Л адоги с Б о ль-
ш ой зем ли в Л енинград прош ла по
радиатор в воде п оследняя автом а-
ш ина. П олож ение создалось угро-
жаю щ ее. Тогда бы ло принято реш е-
ние организовать в бухте Гольцма-
на объединенную верф ь во главе с
директором завода им. А. А. Ж д а-
н о в а С е р геем А л е к с а н д р о в и ч е м
Б о го л ю б о вы м . С н и м н а Л ад о гу
вы ехали лучш ие заводские специ-
али сты , в том чи сл е все р аб о то с-
пособны е сварщ ики. Р абочие р аз-
м ести ли сь в п ал атках арм ейского
типа, сделали топчаны , скам ейки,
д л я обо гр ева п ал а то к со о р у д и л и
бурж уйки. Н а верф и удалось орга-
низовать дополнительное питание,
что бы ло для и стощ ен н ы х бл о к а-
дой лю дей особенно важ но.
Э лектросварочн ы е то ч ки р ас-
пределяли, как хлеб по карточкам,
строго концентрируя все усилия на
какой-либо одной барже с наиболь-
ш ей готовностью. Ведь Дорога ж из-
ни нуж далась в судах не через н е-
сколько месяцев, а немедленно, сей-
час. К оллектив трудился по 16 -1 8
часов в сутки, несмотря на бомбеж-
ки и лиш ения. Сварка не прекращ а-
лась даже ночью. Сверкаю щ ие элек-
тродуги вы хваты вали из тем ноты
силуэты людей, барж, кранов.
..
Работа по гибке листов наруж -
ной обш ивки на п ли те при п о м о -
щ и к у в ал д бы л а н еп о с и л ь н а д л я
рабочих, п отерявш и х ф изическую
силу от недоедания, поэтом у в п ро-
екте барж и прим енялись упрощ ен-
ны е плоскостны е, прям олинейны е
обводы корпуса. Э тим словно от-
кры лось новое направление - бло-
кадное судостроение. По таком у же
п р и н ц и п у
с т р о и л и с ь
те н д е р ы ,
п л аш к о у ты и м ал ы е тр а л ьщ и к и -
«стотон н и ки ».
П ервую барж у, п р и в е зен н у ю
частям и, построили за 20 дней. Со
временем этот срок удалось сокра-
тить до десяти, а затем и до 6 дней!
И подобны й технический прогресс
бы л достигнут не за м ногие м еся-
цы, а в течение считанны х недель.
В довоенны е годы с хорош о осна-
щ ен н ы х стап елей су д о стр о и тел ь-
н ы х заво д о в такую бар ж у в л у ч -
ш ем сл у ч ае сп у с к а л и ч е р ез тр и -
четы ре м есяца. П ервая барж а п о -
ш л а в п л а в а н и е 27 м ая. А всего
верф ь на Л адоге построила 14 барж
вм есто 11.
З а в о д и м е н и А. А. Ж д а н о в а
строил д л я Л адоги такж е сам оход-
ны е тен дер ы гру зо п о дъ ем н о стью
1 0 -1 2 т и плаш коуты на 25 тонн с
а в т о м о б и л ь н ы м и м о т о р а м и . Н а
с т а р о й
з а в о д с к о й
т е р р и т о р и и
бы ло изготовлено 18 плаш коутов.
И х п о с т р о й к о й и о т п р а в к о й н а
Л а д о гу и с д ач ей р у к о в о д и л н а -
ч ал ьн и к технического бю ро судо-
м о н таж н о го и т р у б о м е д н и ц к о го
ц е х о в
э н е р г и ч н ы й
и н ж е н е р
Г. И . С м и р н о в.
По оригинальном у проекту н а-
чальника группы заводских конст-
р у к т о р о в
О р е с т а
Ф е д о р о в и ч а
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 67 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст