Б
о
локада Ленинграда
Я коба бы л построен и сдан ф лоту
о ди н д в у х м о т о р н ы й 1 0 0 -то н н ы й
тендер. Н овы м судном заинтересо-
в а л с я к о м ан д у ю щ и й К р а с н о зн а -
м енны м Б алти й ски м ф лотом адм и-
р ал В л ади м и р Ф и л и п п о в и ч Три-
буц, которы й п опросил продем он-
стрировать ему возм ож ности боль-
ш ого тендера. В н азн ач ен н ы й час
тендер подош ел к пристани на н а-
б е р е ж н о й Л е й т е н а н т а Ш м и д та,
возле учи ли щ а им. М. В. Ф рунзе.
А д м и р ал в н и м а т е л ь н о о см о тр ел
судно, вы р ази л свое у довлетворе-
н и е р аб о то й заво д а и п р ед л о ж и л
показать тендер на ходу.
П ри н и м авш и й участи е в «де-
м о н с т р а ц и о н н ы х
и с п ы т а н и я х »
О р ес т Ф е д о р о в и ч Я к о б п и с а л в
свои х во сп о м и н ан и ях : «М ы п р о -
ш ли несколько раз по Н еве м имо
пристани. И тут получился неболь-
ш ой конф уз. К ом анду тендера со-
ставл ял и не м оряки, а судострои-
тели. По очереди мы все стояли на
руле, исп олн яли обязанности м ат-
росов и м отори стов. С н ач ал а все
ш ло хорош о, но потом во время од-
ного из проходов Волков, стоявш ий
на руле, при повороте вдруг расте-
р ял ся , и тендер, не сб ав л яя хода,
ткнулся в гранит набережной. Н ос
даж е спруж инил, и тендер отскочил
от парапета. Н аверн яка пробоина!
Н о нет! Н икаких повреж дений кор-
пус не получил. П ристали к берегу.
Ж дем , что Трибуц даст нам взбуч-
ку, но он только посм еялся. “Ну, -
говорит, - не только ходкость, но и
прочность испы тали!”»
Б езу с л о в н о , гл ав н о й зад ач ей
завода им ени А. А. Ж дан ова в годы
войны оставалась п остройка и р е-
м онт боевы х кораблей Б алти й ско-
го флота.
В есной и летом 1942 года на
эс м и н ц а х « С т р о ги й » и « С т р о й -
ный», стоявш их на Н еве у лесопар-
ка, в очень трудн ы х усл о ви ях в е -
лись достроечны е работы. И м и ру-
к о в о д и л и
с т а р ш и е
с т р о и т е л и
Д. А. Ч алы к и В. К. К абы ш ев. П ри
этом корабли не преры вали боевых
действий. О ни обстрели вали р ай -
он, зан яты й врагом, от Ш ли ссель-
бурга до П улковских высот. Ф аш и -
стски е ар ти л л ер и сты вели о тв ет-
ны й огонь. В округ ко р аб лей то и
дело возникали всплески от сн аря-
дов, а осколки о ставл ял и п робои -
ны в обш ивке и палубах, добавляя
р аб о ты с у д о с т р о и т е л я м . « С т р о -
гий» и «С тройны й» бы ли оконча-
тельн о достроен ы и сданы ф л о ту
15 сен тяб р я 1942 года, а ходовы е
испы тания они прош ли уж е после
победы . В годы войны завод и м е-
н и Ж д ан о в а до стр о и л такж е сто -
рож евой корабль «Я стреб» по н о -
вом у п роекту 29-к.
Н аиболее длительны й и слож -
ны й рем онт был вы полнен заводом
на лидере «М инск», которы й в сен-
тябре 1941 года затонул после н а-
л ета враж еской ави ац и и в гавани
К ронш тадта, а в августе 1942 года
был поднят со дна. П ервоочередны е
работы проводились в К ронш тадт-
ском доке вы ездной бригадой заво-
да под руководством талантливого
инж енера Д. А. Чалы ка.
Р ем онт н ачали с корпуса. Н е-
больш ие заплаты ставили с пом о-
щ ью электросварки. Е сли несколь-
ко таких повреж дений находились
р яд ом , за м е н я л и часть л и ста о б -
ш ивки и ли ж е весь лист. П робои-
ны больш его р азм ер а заделы вал и
стальны м и заглуш кам и на закл еп -
ках. П ока корабль бы л в доке, за -
ново проверили, затем отрем онти-
ровали донную и забортную арм а-
туру, обесп ечи ли вод о н еп р о н и ц а-
ем ость отсеков.
П оскольку больш ой и слож ны й
р е м о н т т р е б о в а л у ч а с т и я п о ч т и
всех цехов и служ б п р ед п р и яти я,
бы ло реш ено к ак м ож н о бы стрее
закончить работу в доке и перевес-
ти лидер в Л енинград. К счастью ,
главны е и вспом огательны е м еха-
н и зм ы к о р а б л я п р а к т и ч е с к и не
и м ел и п овреж д ен и й , а вы текш и й
из пробиты х цистерн м азут сыграл
роль консервирую щ ей смазки. М е-
х ан и зм ы тщ ател ьн о о ч и сти л и от
ила, грязи и неф ти, а внутренню ю
полость главны х турбин многократ-
но пром ы ли горячей водой и п ро-
дули до полной очистки насы щ ен-
ны м паром . В ся работа по восста-
н о вл ен и ю к о р п у са и м ех ан и зм о в
лидера бы ла вы полнена ударны ми
темпами за 60 рабочих суток.
В ечером 3 н о я б р я , со б л ю д ая
с т р о ж а й ш у ю
с в е т о м а с к и р о в к у ,
лидер «М инск» вы ш ел на ходовы е
испы тания и двинулся на запад по
ф арватеру до К расной Горки, а по-
том лег на обратны й курс. В заливе
бы ло тихо, тем нота абсолю тная -
нигде ни огонька, н и каки х ори ен -
ти ров. В ы ход о к аза л с я удачны м .
М а ш и н н о -к о т е л ь н ы е у с т а н о в к и
раб о тал и норм ально. К огда п ер е-
грелся переборочны й сальник, м а-
ш и н и с т ы , к о т о р ы м и р у к о в о д и л
старш ий м астер Ф едор М и х ай ло -
вич И ванов, бы стро ли кви ди р о ва-
ли неисправность, не останавливая
маш ин. К орабль бы л готов к п ере-
ходу в Л ен и н град. П еред тем как
п о к и н у ть К ронш тадт, н а к о р аб ле
п о д н я л и В о е н н о -м о р с к о й ф л а г
СССР. Л идер «М инск» во зврати л-
ся в строй! Д ень 5 н оября стал вто-
ры м днем рож дения корабля.
Ч ерез 4 дня лидер в сопровож -
дении эсм инцев «С лавны й» и «Гро-
зящ ий» вы ш ел по М орском у кан а-
л у в Л е н и н гр а д . Т ак о й п ер е х о д
п р е д с т а в л я л со б о й в то в р е м я
слож ную операцию . Б атар еи п р о -
ти вн ика с ю ж ного берега Н евской
губы о тк р ы л и по к о р аб л я м п р и -
цельны й огонь, но, м аневрируя р ез-
к о й см ен ой хода, « М и н ску » у д а-
лось избеж ать попаданий. Во вр е-
м я перехода по Н еве оказалось, что
к р ы л ья ходового м остика « М и н с-
ка» ш ире разводного пролета мос-
69
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 68 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст