Б
о
локада Ленинграда
70
та С вободы (ны не - С ампсоньевс-
кий). П рям о на месте эти конструк-
ц и и о тр е зал и авто ген о м , а в п о с -
ледствии, когда корабль по пути с
завода м и н о вал мост, устан о ви л и
их на ш татное место.
В Л ен и н гр аде ли дер бы л р а з-
м ещ ен на новой терри тори и заво -
да на В ы боргской стороне для про-
д о л ж е н и я р ем о н та. Б о м б е ж к и и
обстрелы завода велись постоянно.
К орабль получал новы е пробоины
в бортах и надстройках, а рабочие
н ар авн е с к р асн о ф л о тц ам и н если
потери. Б ы ли убиты е и ранены е. И
все ж е рем онт ш ел.
С няли с корпуса судна всю про-
мокш ую, испорченную изоляцию и
поставили новую. И зготовили обо-
р у д о ван и е д л я всех к о р аб ел ьн ы х
пом ещ ений и бы стро см онтирова-
л и его. З а м е н и л и все п р и б о р ы -
ш турм анские, гидроакустические,
артиллерийские, радиоаппаратуру.
В скр ы л и все м ех ан и зм ы и к а п и -
тал ьн о их о тр ем о н ти р о вал и . Все
м а ш и н н о -к о т е л ь н ы е
у с т а н о в к и
проверили и сдали команде «М ин-
ска» во врем я ш вартовны х испы та-
ний у стенки завода. А ртиллерийс-
кое вооруж ение погрузили 50-тон-
ны м плавучим краном.
Д есять м есяцев напряж енного
труда рабочи х и и н ж ен еров за в о -
да им. А. А. Ж данова, красноф лот-
цев, старш ин и оф ицеров корабля
бы ли позади. Б езгр ан и ч н ая сам о-
отверж енность этих лю дей преодо-
левала все трудности военного вре-
м ен и , тя го т ы б л о к ад ы . 22 и ю н я
1943 года, намного раньш е нам ечен-
ного срока, лидер «М инск» вновь
стал п о л н о ц ен н о й боевой ед и н и -
цей К раснознаменного Б алти й ско-
го ф лота и зан ял огневую позицию
на Б ольш ой Н евке, вклю чивш ись
в систем у обороны Л енинграда.
В 1943 го ду н а ч а л с я р ем о н т
с т о р о ж е в о г о к о р а б л я « В и х р ь » .
Э тот сторож евик приш ел на завод
д л я кап и тальн ого рем онта ещ е до
войны . Главные турбины и вспом о-
гательны е м еханизм ы бы ли сняты
и вы груж ены с корабля. В августе
в м ес те со с т а н к а м и ту р б и н н о го
ц ех а и х р е ш и л и э в а к у и р о в а т ь в
глубь страны. Э ш елон со станкам и
успел проскочить на Больш ую зем -
лю, а вагоны с м аш инам и «В ихря»
задерж ались и при взры ве боепри-
п а с о в н а с т а н ц и и Р ж е в к а б ы л и
буквально разнесены в клочья. К о-
рабль остался без «начинки».
2
сентября 1942 года на Л адож -
ском озере враж еская ави ац и я п о-
т о п и л а о д н о т и п н ы й с «В и х р ем »
с т о р о ж е в и к « П у р га » . П р и это м
повреж ден бы л только корпус к о -
рабля, а м еханизм ы оказались ц е-
лы м и. В одолазы сняли с потоплен-
ной «П урги» все м еханизмы , арм а-
ту р у и у стр о й ств а и п ер ед ал и их
на завод для установки на «Вихрь».
Р аботы на корабле пош ли бы стры -
м и тем пам и.
В 1943 году началась серийная
п о с т р о й к а м а л ы х т р а л ь щ и к о в -
« с т о т о н н и к о в » с п л о с к о с т н ы м и
о б в о д а м и по п р о е к ту 2 5 3 -Л , с о -
зданном у специально с учетом л е-
н и н гр ад ск и х во зм о ж н о стей . Ч а с -
ты е прицельны е обстрелы п роти в-
ником территории завода застави -
л и о р ган и зо в ать п о ст р о й к у эти х
к о р а б л е й н а н о в о й (в р е м е н н о й )
терри тори и на В ы боргской сторо-
не, прям о на трам вайны х путях, на
набереж ной.
Запасы корпусной стали нахо-
ди ли сь на старой терри тори и , но,
к с о ж ал е н и ю , н у ж н ы х л и с т о в и
п р о ф и л е й н а ск л ад е бы ло м ало.
Тогда кто-то предлож ил использо-
вать ли сты , п р и м ен ен н ы е в свое
врем я для усиления огневы х точек,
оборудованны х возле завода. О ни
теп ерь н ах о д и л и сь п о зади новой,
более м ощ ной ли н и и укреплений.
И дея бы ла спасительной, но взять
там м еталл оказалось нелегко. З а -
дачу удалось реш ить только благо-
дар я сам оотверж ен н ости и м у ж е-
ству группы рабочих во главе с н а-
ч а л ь н и к о м м а т е р и а л ь н о го бю ро
корпусного цеха В ладим иром В а-
сильевичем О сетровы м и бригади-
ром И ваном И вановичем С альн и -
ковы м . Р або тал и они в сум ерках,
вручную , часто попадали под огонь
проти вни ка. Д обы ты й таки м сп о-
собом м еталл подтягивали к дост-
ро еч н о й стенке, ночью гр у зи л и с
пом ощ ью берегового кр ан а в бар-
ж у и везл и на Больш ую Н евку. К
концу года три первы х «стотонни-
ка» бы ли готовы к спуску.
27
января 1944 года М осква са-
лю товала доблестны м воинам Л е -
нинградского и Волховского ф рон-
тов, разгром ивш им ф аш истов под
Ленинградом. Э тот день для трудя-
щ и х ся заво д а им . А. А. Ж д ан о в а
бы л двойны м праздн и ком . С вр е-
менной территории на Выборгской
стороне они возврати ли сь на род-
ной завод.
Все, кто не бы л на заводе дол-
гие б л о кад н ы е годы , у ж асн у л и сь
тем разруш ениям , которы е н ан ес-
ли ф аш исты . Здан и е заводоуправ-
лен и я после опустош ительного по-
ж ара стояло без кры ш и, с полураз-
вали вш и м и ся стенами. Ч ерез п ро-
св еты п у с т ы х о к о н н ы х п р о ем о в
бы ло видно небо. Только м асси в-
ны е стены цехов и вы сокий эллинг
со х р ан и л и свой п ер в о н ач ал ьн ы й
вид. В ернувш им ся на территорию
завода рабочим и инж енерам пред-
стояла н елегкая работа. К ром е вы -
п о л н е н и я з а к а з о в ф р о н т а н ад о
бы ло о тр е м о н т и р о в ат ь зд а н и я и
сооруж ения, осущ ествить переезд
ц е х о в , н а л а д и т ь п р о и з в о д с т в о ,
восстан ови ть ж и лой ф онд. Н а за -
воде бы л создан отдел кап и тальн о-
го с т р о и т е л ь с т в а , о р га н и зо в а н ы
р а б о ч и е с т р о и т е л ь н ы е о тр я д ы .
С тары е п р о и зво д ствен н и к и в ы ш -
ли с и н и ц и ати вой еж ем есячно от-
работать по 25 часов на восстанов-
л ен и и завода.
П риняты е меры позволили бы -
стро н а л а д и т ь в ы п у с к о сн о в н о й
п родукции. С трои тельство тр а л ь -
щ иков было организовано поточно-
п о зи ц и о н н ы м м етодом . Б ольш ую
подготови тельн ую работу в ы п о л -
н и л н ач ал ь н и к тех н о л о ги ч еско го
бюро корпусного цеха В. П. К ирил-
л о в и г л а в н ы й те х н о л о г за в о д а
Я ков М ихайлович Гурьянов. В к о -
р о тк о е вр ем я бы ло п остр о ен о 17
м алы х и 11 больш их тральщ иков,
изготовлены плавучие емкости для
зап р авк и топ ли вом м алы х к о р аб -
лей и катеров. 20 ию ля завод п р и -
ступил к ремонту поднятого со дна
м оря эсм инца «Стерегущ ий», кото-
ры й в самые тяж елы е дни сентября
1941 года бы л потоплен нем ецкой
авиацией на П етергоф ском рейде.
Война ш ла к концу. Т ральщ ики
очи щ али от м ин Ф и н с к и й зали в,
п одход ы к п ортам , ф ар ватер ы . В
п ом ощ ь и м н а заво д е д о с тр а и в а-
л и сь н о вы е « сто то н н и к и » . З аво д
возвращ ался к м ирном у труду, ос-
в а и в а я в ы п у с к за п а с н ы х ч а ст ей
для сельскохозяйственны х маш ин.
П осле великой П обеды на стапелях
стало п о яв л ят ьс я все больш е л ю -
дей в со л д атски х ги м н астер к ах и
м атросских буш латах - ф рон тови -
ки возвращ ались на родной завод.
Н о очень м ногие рабочие, сл у ж а-
щ ие, и нж енеры навсегда остались
на п олях сраж ений.
П усть будет им вечная память!
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 69 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст