С
троительство и архитектура
8
арх. Н . А. Т р о ц ки й ). У венчанное
вы сокой баш ней здан и е и сп о л к о -
м а - дом инанта площ ади, п остав-
ленная на одной оси с Н арвским и
во р о там и , к о то р ы е р а с с м а т р и в а -
лись как главное сооруж ение новой
ансам блевой систем ы (площ ади -
Стачек и К ировская, проспект С та-
чек). Б лагодаря этим преобразова-
н и ям п ам ятник ратной славе О те-
чества приобрел иное звучание.
Ф орм ирование Кировской пло-
щ ади бы ло завер ш ен о уж е п осле
войны, когда по проекту В. А. Камен-
ского и Ю. Я. М ачерета был постро-
ен м о н у м е н тал ь н ы й дом д л я р а -
б о ч и х К и р о в с к о го за в о д а , с т а в -
ш и й отли ч н ы м ф оном д л я п а м я т-
н и к а К ирову.
П а м я т н и к о м п о с л е в о е н н о г о
« к л а сс и ч е ск о го » зо д ч е ств а (и л и
«сталинского ам пира») явл яется и
станция м етро «Н арвская», назем -
ны й павильон которой внес вы р а-
зительны й акцент в облик п лощ а-
ди С т ач ек (ар х . А. В. В аси л ь ев,
Д. С. Гольдгор, С. Б. С перанский).
Э то одна из стан ц и й п ер во й оче-
реди м етрополитена, как и станция
« К и р о вски й завод», п ави льон к о -
торой привлекает гармоничностью
о б л и к а, т о н к о й и н т е р п р е т а ц и е й
прием ов русского классицизм а. Ее
а в то р а р х и т е к т о р А. К. А н дреев
бы л больш и м зн ато ко м р у сского
к л а с с и ц и з м а , а в т о р о м н а у ч н ы х
трудов. К ласси чески й обли к этих
п а в и л ь о н о в о б о г а т и л о б ъ е м н о -
пространственную среду района.
Уникальны м историко-худож е-
ственны м и архитектурны м пам ят-
ником (а такж е пам ятником лан д-
ш аф тного искусства) стал всем ир-
но известны й «Зелен ы й пояс С ла-
вы Л енинграда», в состав которого
в о ш ел р я д о б ъ екто в К и р о в ск о го
района. С реди н их м ем ори ал «Ге-
р о я м 4 2 -й ар м и и » н а п р о сп е к т е
Н ародного ополчения, созданны й
по п р о ек ту ви дн ого архи тектора,
поборника классики Г. И. И ванова
(со вм естн о с Я . Е. М о ск ал ен к о ).
Э то ан сам б л ь , в к о то р ы й во ш л и
стела, ограда и братски е м огилы .
Ещ е один мем ориальны й комплекс
- «К ировский вал»: «Танк-победи-
тель» на проспекте Стачек, обелиск
у стан ц и и Л игово, стела у П етер-
го ф ск о го ш оссе, о б ел и ск на р а з -
в и л к е эт о го ш о сс е и п р о с п е к т а
М ар ш ал а Ж укова, п р о ти в о тан к о -
вы е надолбы и А ллея С лавы из 900
берез на у л и ц е С то й ко сти и д р у -
Станция метрополитена «Кировский завод», наземный вестибюль.
1955 г. Открытка
Станция метрополитена «Автово».
1960 г. Открытка
гое. Н ичего подобного не знала до-
револю ц и онн ая практика.
О бл и к рай он а обогати ли зд а-
н и я, сооруж ен н ы е в 1 9 6 0 -1 9 8 0 -х
годах: блок-секционны е дома новых
т и п о в ы х сер и й , к о то р ы е в н е с л и
р азн ообрази е в застр о й ку к вар та-
лов, дома в Д ачном, ском понован-
ные по принципу свободной плани-
ровки, дома-баш ни в Ульянке, ком -
плекс учебны х зданий в районе про-
спектов С тачек и М арш ала Ж уко-
ва, ансамбль на улице М арш ала К а-
закова, м и крорай он у К ировского
завода и другие.
А рхи тектура р ай о н а р азн о о б -
разна и достойна отдельного бога-
то иллю стрированного издания.
История Петербурга. № 1 (35)/2007
предыдущая страница 7 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №35 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст