О?*
о р о д в X X в е к е
1 0
Бенц Виктория 1893 г.
мягкие кучерские “козлы", где мо-
гут поместиться двое седоков».
«Биржевые ведомости» указа-
ли некоторые технические данные
первенца. Его вес - 52 пуда 30 фун-
тов (864 кг). Он мог развивать ско-
рость 26 верст в час (26,6 км/ч).
Запас горючего был достаточен для
шестичасовой езды. По утвержде-
нию газеты, за автомобиль было
уплачено 3000 рублей.
«П етербургская
газета»,
а
вслед за ней и «Биржевые ведомо-
сти» назвали имя того, кто осме-
лился пойти наперекор молве и
предрассудкам и отвалил сум ас-
шедшую по тем временам сумму
денег за проклятое церковью «тво-
рение сатаны». Это был петербург-
ский архитектор Л. К. Жиргалев.
После показа своей покупки
жителям Петербурга А. К. Ж ирга-
лев на автомобиле с Марсова ноля
поехал в Павловск.
Первый русский автомобиль
был построен в 1896 году петербург-
скими изобретателями - отставным
морским офицером Евгением Алек-
сандровичем Яковлевы м (1857-
1898)
и инженером Петром Алексан-
дровичем Фрезе (1844-1918).
Яковлев в 1891 году основал
на Большой Спасской улице в Пе-
тербурге «Первый русский завод
керосиновых и газовых двигателей
Е. А. Яковлева». Его керосиновый
двигатель в 1893 году находился в
числе экспонатов Всемирной выс-
тавки в Чикаго.
К о н струкц и я этих моторов
мощностью от 2 до 25 л. с. пред-
ставляла несомненный техничес-
кий интерес, а новые идеи, реали-
зованные Яковлевым, были отме-
чены царскими П ри вилегиям и
№ 11 и № 12 за 1892 год. Среди
особенностей этих двигателей -
электрическое зажигание рабочей
смеси, смазка под давлением, съем-
ная головка цилиндров.
П. А. Фрезе возглавлял извест-
ную в Петербурге фабрику конных
экипажей, основанную К. Нелли-
сом в 1827 году. Она размещалась в
доме № 10 по Эртелеву переулку и
была известна высоким совершен-
ством колясок, карет, дрожек.
Эртелев переулок, с 1923 года
- улица Чехова, проходит парал-
лельно
Л и тей н о м у
проспекту,
между улицами Ж уковского и Н е-
красова. Так сложилось, что после
нескольких смен хозяев дома № 8.
которые были каретными мастера-
ми, в 1840-х годах у здания по-
явился новый хозяин - каретный
мастер Карл Матвеевич Неллис.
Датой основания его фирмы счи-
тается 1827 год. К. М . Неллис под
экипаж ную фабрику арендовал у
жены столяра Никитина смежный
участок ны неш него дома № 10.
Дела шли вполне успешно.
Спустя три года он приобрел
участок и возвел на нем одноэтаж-
ное здание экипаж ной фабрики.
Ф ирма Неллиса наряду с каретны-
ми заведениями Брейтигама, Кор-
т а и Ш варце считалась в столице
одной из самых лучших, но и од-
ной из самых дорогих. До сих пор
в Петербурге сохранена карета, из-
готовленная в 1866 году фабрикой
«К. Неллис* для жены русского
царя Александра 111.
Экипаж ная фабрика Неллиса
впоследствии перешла к акционер-
ному обществу «Фрезе и Ке* и ста-
ла колыбелью отечественного ав-
томобилестроения. Фрезе, склон-
ный к изобретательству, разрабо-
тал немало усовершенствований в
конных экипажах. Например, сре-
ди предложенных им оригиналь-
ных технических решений - «но-
вая система подвески экипажей на
лежачих рессорах», защ ищенная
Привилегией № 10 408 от 28 де-
кабря 1883 года.
Судьбе бы ло угодно, чтобы
экипажи К. М . Фрезе, так же как и
двигатели Яковлева, демонстри-
ровались в 1893 году на Всемир-
ной выставке в Чикаго, где был
представлен и один из первых в
мире автомобилей серийного про-
изводства - немецкий «Бенц» мо-
дели «Виктория».
Реш ение Е. А. Я ковлева и
П. А. Фрезе совместными усилия-
ми построить автомобиль роди-
лось быстро, однако осуществить
его удалось только через три года.
Е. А. Яковлев изготовил двигатель
и трансмиссию, П. А. Фрезе - хо-
довую часть и кузов.
Ч то представляла собой ма-
ш ина?
Четырехтактны й двигатель с
одним горизонтальны м цилинд-
ром находился в задней части ку-
зова. Для охлаждения цилиндра
служила вода, а теплообменника-
ми - две латунные емкости, разме-
щенные вдоль бортов в задней час-
ти машины. Рабочую смесь воспла-
меняла электрическая искра.
Карбюратор был простейшим,
так называемого испарительного
=
История Петербурга.
Л»
2 (Зв)/2007
предыдущая страница 11 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст