о р о д в X X в е к е
лев, Л. М . Ш угуров оты скали и
обнародовали материалы о первом
русском автомобиле.
Был ли построен один экземп-
ляр, или вы пустили партию ма-
ш ин? В рекламном объявлении
«Нового времени» середины 1897
года завод Е. А. Яковлева предла-
гал самодвижущиеся экипажи (за-
метьте. во множественном числе!)
с быстрым исполнением заказов и
умеренными ценами.
Но, к сожалению, в 1898 году
Евгении Александрович Яковлев
умер, а его компаньоны не прояви-
ли интереса к дальнейшему разви-
тию автомобильного производства.
Тем не менее к 1900 году русские
изобретатели не раз заявляли о себе
как о специалистах, способных со-
здать сам одвиж уш ийся экипаж .
К он струкци я Е. А. Яковлева и
П. А. Фрезе открыла новую эпоху в
отечественном транспортном маши-
ностроении, п с 1896 года мы впра-
ве вести отсчет истории автомоби-
лестроения России, зародившего-
ся в Санкт-Петербурге.
Россия, как и другие промыш-
ленно развитые страны, на пороге
X X века технологически была го-
това к развитию собственного ав-
томобилестроения. Н о больш им
препятствием для ее автомобили-
зации являлась неразвитая сеть
шоссейных дорог. Так, в 1890 году,
именно в то время, когда в ряде
европейских стран появились пер-
вые бензиновые автомобили, Рос-
сия располагала всего лиш ь 20 300
километрами дорог с твердым по-
крытием. В Германии их протяжен-
ность достигала 100 000. а во Ф ран-
ции - 486 000 километров.
О течественная п ром ы ш лен-
ность осторожно отнеслась к инте-
ресу, который общественность ста-
ла проявлять к автомобилям. П о-
этому первые шаги в направлении
производства автомобилей сдела-
ли сравнительно небольшие пред-
приятия, главным образом э к и -
пажные и велосипедные. Некото-
рые из них, чтобы накопить первый
опыт, выступили в качестве торго-
вых представителей зарубежных
фирм или взялись за эксплуата-
цию иностранных машин.
В этом отнош ении примеча-
тельно продолжение истории пе-
тербургской экипажной фабрики
П. А. Фрезе. Став пионером пост-
ройки первого русского автомоби-
ля, пекле смерти Е. А. Яковлева ей
уже не приходилось рассчитывать
на двигатели его завода, чей про-
изводственны й проф иль бы стро
изменился.
Заинтересованный в выпуске
автомобилей, П. А. Фрезе побывал
во Ф ранции на заводе «Де Дион
Бутон», который взялся постав-
лять ему двигатели.
В 1900 году он ставил на свои
машины моторы «Де Дион Бутон»
рабочим объемом 402 см3 и мощ -
ностью 3,5 л. с. Автомобили имели
большое сходство с конструкция-
ми французского завода.
В 1901 году появилась модель
с более мощным (4,5 л. с.) двига-
телем. М аш ина была очень легкая
- массой 350 кг с короткой колес-
ной базой 1550 мм, развивала
скорость до 35 км/ч. Используя ее
шасси, «Фрезе и К°* поставила не-
скольким петербургским торго-
вым предприятиям партию раз-
возных фургонов.
В 1902 году П. А. Фрезе изгото-
вил первый в России грузовик.
М отор «Де Дион Бутон» мощнос-
тью 6 л. с. размещался под сидень-
ем водителя. В отличие от легко-
вых моделей рама была изготовле-
на из деревянны х брусьев. С к о -
рость - 15 км/ч. Маш ины постоян-
но совершенствовались. Так, мощ-
ность двигателя грузовика, постро-
енного в конце 1902 года, составила
8 л. с„ а в 1904 году - уже 9 л. с.
Н а первы х грузовиках и на
первом образце автобуса рулевое
управление было поворотным ры-
чагом на вертикальной колонке, но
в 1903 году его заменило рулевое
колесо. В 1904 году пневматичес-
кие шины пришли на смену сплош-
ным резиновым.
В общей слож ности фабрика
«Ф резе и К"» изготовила около
двух десятков грузовиков, заказ-
чиками которых были кондитерс-
кая фабрика Ж . Бормана в Санкт-
Петербурге и другие предприятия.
На грузовом шасси начиная с
1903 года было смонтировано не-
сколько открытых автобусов, рас-
считанных на десять пассажиров.
А в 1904 году Александро-Невская
пожарная часть в Петербурге зака-
зала пожарный автомобиль-линей-
ку на команду из десяти человек.
В его оборудование входили две
размещенные вдоль бортов лестни-
цы, стендер, рукава длиною 80 са-
женей. В день получения частью
автомобиля, 10 нюня 1904 года, он
участвовал в туш ении пожара на
окраине Петербурга. Первый рус-
ский пожарный автомобиль при-
был к м есту прои сш ествия на
12 м и н ут бы стрее, чем конны й
обоз, и доказал свою практичность.
Своевременно оценив конъюн-
ктуру. II. А. Фрезе в 1902 году пред-
ставил свои маш ины на большие
военные маневры, проходивш ие
под Курском. Они имели цель вы-
явить пригодность нового средства
транспорта для нужд армии. В ма-
неврах участвовали четыре грузо-
вика фабрики «Фрезе» и две лег-
ковы е м аш ины с двигателям и
мощностью 6 и 8 л. с. На одной из
них мотор уже стоял впереди, как
на французской модели «Де Дион
Бутон-Полюлер», а трехступенча-
тая коробка передач - сзади. Эта
машина выпускалась с 1902 по 1904
год с двухместными и четырехме-
стнымн кузовами. В зависимости
от типа кузова се масса колебалась
от 450 до 500 кг, а скорость дости-
гала 45 км/ч.
«Фрезе». Грузовик 1902 г.
//rmo/імя
Іігтсіиїуїті. М 2 (34)/2007
предыдущая страница 13 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст