о р о д в X X в е к е
Легковая машина марки «Роллс-Ройс»
на восемь человек с брезентовым верхом. 1916 г.
С. Ю. Витте, председателя Совета
министров царской России.
П ри помощ и лупы удалось,
хотя и не очень ясно, прочитать:
«Г. А. Лесснер*.
..
В Петербурге была такая фир-
ма, основанная в 1852 году.
В 1901 году завод «Лесснер*
заклю чил с
немецкой ф ирмой
«Даймлер* договор о постройке по
лицензии двигателей внутреннего
сгорания и автомобилей. Н о не
«мерседесов*, а сравнительно мало-
известных моделей, сконструиро-
ванных русским инженером Бори-
сом Григорьевичем Луцком на пред-
приятии «Марненфельде моторен-
фабрнк* в Берлине. Б. Г. Л уцкой
был назначен инженером-консуль-
тантом завода на Сампсоньевской
набережной.
Завод «Лесснер* в техничес-
ком отношении находился на хо-
рошем счету, и в 1905 году он по-
лучил первый крупный заказ - по-
строить для почтового ведомства
партию автомобилей. Первая ма-
шина была изготовлена 26 марта,
за ней - еще двенадцать.
Это был двухместный автомо-
биль с вместительным ящиком для
писем; колеса - с деревянны ми
спицами; цепная передача и двух-
цилиндровый двигатель (1528 см3,
6 л. с. при 1000 об./мин.).
Тринадцать машин - не слиш -
ком ли мало, чтобы
называть
«Лесснер* автомобильным заво-
дом? Вспомним, однако, что в том
же году завод «Нессельсдорфер*
(ныне «Татра») построил 15 ма-
шин, а годом раньше такие извест-
ные предприятия, как «Бю ик* и
«Хорьх*, выпустили соответствен-
но 37 и 18 автомобилей. Начина-
ния «Лесснера* были перспектив-
ными. С 1906 по 1909 год он изго-
товлял легковые автомобили четы-
рех моделей: двухц илиндровы е
(12 л. с.), четырехцилиндровые (22
и 32 л. с.) и даже шестицилиндро-
вые (90 л. с.). На их шасси завод
монтировал кузова разных моди-
ф икаций: грузовики , пож арны е
машины, фургоны, автобусы - все-
го 13 разновидностей.
Н а П ервой меж дународной
автомобильной выставке в Петер-
бурге «Лесснер» демонстрировал
почтовую машину, грузовик, два
легковых автомобиля с четырех-
цилиндровым и ш естицилиндро-
вым двигателями. Последние две
машины были снабжены изящны-
ми кузовами петербургской эки -
пажной фабрики «Иван Брейти-
гам». На выставке фирма «Лесс-
нер» получила Больш ую золотую
медаль «За установление автомо-
бильного производства в России*.
Петербургский журнал «Авто-
мобилист* в № 4, вышедшем в 1908
году, вскоре после закрытия выстав-
ки, писал: «В России единственным
заводом, строящ им автомобили
современного типа, является завод
Г. А. Лесснер.
.. К чести этого завода
следует приписать то обстоятель-
ство, что он в действительности
строит свои машины, а не собирает
лишь их из заграничных частей*.
Н о казна предпочитала поку-
пать за границей «бенцы» и «рено*,
а не развивать отечественное авто-
мобилестроенне. П оэтому в 1910
году «Лесснер» уже не экспониро-
вался на Второй международной
автомобильной выставке в М оск-
ве, а вскоре исчезла и реклама его
продукции. В общей сложности за
пять лет «Лесснер* изготовил не-
сколько десятков автомобилей.
Я остановился на истории
двух заводов, пытавшихся разви-
вать российское автомобилестро-
ение. История помнит еще многих
изготовителей, которые в первое
десятилетие после рождения пер-
венца « Я ковл ева-Ф резе* пы та-
лись строить автомобили.
Выделялась фабрика велосипе-
дов и автомобилей «Россия* А. Лей-
тнера и К 0 в Риге. С 1899 года
А. Лейтнер начал изготавливать ав-
томобили, собрав семь машин.
Попытки отдельных энтузиас-
тов. которые располагали скромны-
ми производственны ми возмож -
ностями, тем более были обрече-
ны на неудачу. В большинстве слу-
чаев их небольшим предприятиям
было не под силу самостоятельно
выпускать и двигатели.
Небольшой спрос на автомоби-
ли, который был в нашей стране, по-
крывался ввозом техники из-за ру-
бежа, преимущественно из Герма-
нии, Австро-Венгрии, Ф ранции,
Бельгии. Пошлины на ввоз в страну
иностранны х автомобилей были
очень низки. Поэтому импорт год от
года беспрепятственно рос. Так, в
1901 году в Россию были ввезены
44 машины, в 1903 - 71, в 1904 - 115,
в 1906 - 245, в 1907 - 563 машины.
В соответствии с торговым до-
говором, заключенным в 1904 году
между Россией и Германией, тамо-
женная пошлина за ввоз к нам не-
мецких двигателей и других ана-
логичных им по сложности машин
была на 10718% ниже, чем для из-
делий других стран. Неудивитель-
но, что с 1904 года доля немецких
автомобилей в русском импорте
стала увеличиваться.
Вялотекущее развитие отече-
ственной автомобильной промыш-
ленности продолж алось до 1924
года. З а п уск завода A M О стал
рождением российского серийно-
го промышленного автомобиля.
История российского автопро-
ма по-своему интересна. Д о сих
пор многие даже не догадываются,
что его родина - не Москва, не П о-
волжье, а Санкт-Петербург. ■
История Петербурга.
д*
2 (Зв)/2007
предыдущая страница 15 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст