&
о р о д в X X в е к е
с
Автобусы Тіет в^ бф м
А . Л. П енкой,
, хоцент СПбГУ СЭ
Ленинград. Университетская набережная. 1955 г.
[.Необходимость механическо-
гогргнспорта для маршрутных пе-
ревозок пассажиров с появлением
автомобилей стала очевидной. И
как только появились шасси гру-
зовых автомобилей, кузовные ма-
стерские начали устанавливать на
них салоны для пассажиров.
В 1903 году П етербургская
экипажная фабрика П. А. Фрезе,
используя построенны й в 1902
году первый в России грузовик
(с мотором «Де Дион Бутон*, один
цилиндр, 682 см3 мощностью 6 л. с.),
смонтировала несколько открытых
автобусов на десять пассажиров. На
первом образце автобуса рулевое
управление еще было поворотным
рычагом на вертикальной колонке,
но в 1903 году его уже заменило
рулевое колесо. Пневматические
шины пришли на смену сплошным
резиновым в 1904 году.
П роизводство автобусов до
Первой мировой войны носило
кустарный характер, а автобусные
маршруты до 1906 года создава-
лись случайно, по возникавш ей
потребности.
Единичны е образцы автобу-
сов были изготовлены на фабри-
ке «Дуке* (М о ск в а ), « Р усско -
Б ал ти й ско м вагонном заводе»
(Р и га ),
петербургском
заводе
«Г. А. Лесснер*.
Маршрутное автобусное сооб-
щение открылось после 12 августа
1906 года, когда городская управа
разрешила эксплуатацию автобу-
сов без всяких ограничений. Влас-
ти признали необходимость обла-
гать автобусы налогом в пользу го-
рода, и они стали приносить день-
ги в казну.
«Акционерное общ ество мо-
торных карет* после этого откры-
ло 15 маршрутов, включая цент-
ральную окружную линию, соеди-
нявш ую все вокзалы Петербурга.
И х обслуж ивали двухэтаж ны е
26-местные и обычные одноэтаж-
ные автобусы с четырех- и шести-
цилинлровыми бензиновыми дви-
гателями мощностью 30-40 л. с.
Скорость движения автобусов
на центральных улицах была огра-
ничена 12 верстами в час, а на ме-
нее многолюдных - 18 верстами.
К 1910 году парк Петербургс-
кого товарищества автомобильно-
омнибусного движения состоял из
14 автобусов, а на следующий год
сократился на три машины. В те
годы в товариществе работали 100
человек. За следующие шесть лет
положение автобуса в Петербурге
не изменилось. М арш руты были
единичными и существовали не-
продолжительное время.
В целях повышения безопас-
ности движения автобусов гото-
вили шоферов поначалу специаль-
ные экзаменационные комиссии,
определявшие квалификацию во-
дителей, контролировавшие полу-
чение ими необходимых знаний
об автомобиле и о правилах езды
на нем. Позже стали открываться
платные курсы.
Все курсы были частными, но
контроль за их учреждением, от-
крытием и деятельностью осущ е-
ствляло Министерство торговли и
промышленности под наблюдени-
ем правительствующего Сената.
Сроки обучения колебались в
пределах 3 -5 месяцев. В « Руко-
водстве к испытанию шоферов*,
составленном П. К. Энгельмейером
и В. А. Барышевым, перечислено
13 качеств, которыми должен об-
ладать хороший шофер.
Власти следили и за движени-
ем на петербургских улицах. Гра-
доначальник подписывал обяза-
тельные постановления о порядке
Л
^
1 5
/Л'шо/шя /Л-шс/м»///)/«. Л?
2 (36)/2007
предыдущая страница 16 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 18 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст